Никто двадцать пять лет назад не удосужился посчитать, что было дешевле – аргонная резка уже готовых ракет Н1 на Байконуре – или хотя бы один запуск Н11 или Н111. Тем более, что здесь вероятность удачного старта была очень высока – к 1974 году все ступени лунной ракеты, за исключением первой, прошли огневые испытания по полной программе. Но и этого шанса лунной ракете не было дано.
Что касается наших заокеанских соперников в лунной гонке, то они пошли по тому же пути, который предлагали куйбышевцы: «укороченная» лунная ракета-носитель «Сатурн», стартовала с металлических ферм, подобных тем, которые предлагались для Н11, и в июле 1975 года вывела на орбиту космический корабль «Аполлон», который участвовал в первой стыковке с советским «Союзом». Летчик-космонавт Алексей Архипович Леонов, который готовился участвовать в советской лунной экспедиции, таким образом, с лунной программой все же отдаленно соприкоснулся – правда, через американцев…
Стало быть, в 1975 году на примере американцев можно было удостовериться в реальности старта Н11 – но амбиции нового Генерального конструктора, В.П. Глушко, взяли верх. Несколько лет спустя он откажется от попытки поставить на ракету-носитель «Энергия» двигатели Кузнецова, решит создавать свои. В конце концов он создаст прекрасные двигатели и мощную ракету, которая успешно полетит с первого раза – но упущенного времени и затраченных средств нашей космической отрасли уже никто не вернет.
И кто знает сейчас, как сложилась бы судьба орбитального комплекса «Мир» за минувшие годы и сегодня, если бы многоразовая система «Энергия-Буран» стартовала на четыре-пять лет раньше. Иною тогда была бы и схема формирования станции, а собственный мощный «грузовик»-«Буран» расширил бы возможности для экспериментов. Тогда – кто знает? – экономическая отдача от заказов промышленного характера, которые можно было бы выполнять на борту космической станции, и стала бы финансовой основой ее дальнейшей эксплуатации?
Однако многолетнее соперничество ведущих советских создателей ракетной техники, а также затянувшаяся на многие годы пауза во взаимоотношениях государства и космической отрасли привела к тому, что сегодня ракетный парк страны располагает всего двумя ракетами-носителями, которые способны вывести на околоземную орбиту различные спутники. Это ракеты-ветераны. Самарский «Союз», или Р-7, полезная нагрузка до семи тонн, летает с 1957 года. Московский «Протон», или УР-500, полезная нагрузка свыше двадцати тонн, впервые стартовал в 1964 году. Сегодняшние перспективные космические программы – например, нас получалась очень хорошая связка. Продолжал существовать носитель Р-7 («Союз») со своими 6-7 тоннами. Дальше Н111 на 12 тонн и Н11 на 25 тонн. И весь задел по лунной ракете использовался полностью для совершенно реальных задач пилотируемой и непилотируемой космонавтики семидесятых годов! Очень высокую оценку этой разработке куйбышевских конструкторов дал Президент Академии Наук СССР М.В. Келдыш. Наверняка в архивах Академии Наук можно найти этот документ…

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 44 45 46 47 48 49 50 51 52 54 55 57 58


this page is assembled by Sergey V. Andreev 2012 © andreev_s@aport.ru