Все получилось и в космосе! Потом Гречко был в Куйбышеве, выступал в авиационном институте и вспоминал, как он волновался – не слишком ли сильно тряхнул баллон. Конечно, он мужик здоровый, из воздушных пузырьков прямо-таки «мыльная пена» получилась. Но заработал наш ультразвуковой прибор, и все пошло, как мы рассчитывали. Эти космические кадры, сделанные Георгием Гречко на орбите, стали иллюстративным материалом для моей кандидатской диссертации. Когда Дмитрий Ильич Козлов узнал о наших экспериментах, то сразу встал вопрос о практическим применении. Открывались новые возможности маневрирования космических аппаратов в невесомости. Но Н1 закрыли, и разработки наши в полете мы не увидели. Обидно.
27 октября 2000 года в телепередаче Михаила Евдокимова «С легким паром!» в числе прочих в гостях был летчик-космонавт Георгий Михайлович Гречко. И, когда зашла речь о всяких космических шуточках и байках, Гречко вспомнил и спел сошнинские «Заправлены ракеты, конечно, не водою…» К счастью, мой диктофон обычно лежит «на старте» – и в архиве появилась новая запись!
Две величайшие научно-технические трагедии ХХ века прошли через авиакосмический комплекс Куйбышева-Самары: две советские суперракеты, Н1 и «Энергия» делались здесь, на Безымянке. И, если производственный, технологический опыт работников завода «Прогресс» пригодился, когда здесь начали делать «Энергию», то оригинальные решения, которые рождались у конструкторов ракетной техники, оказались невостребованными. И идеи, которые вполне могли бы стать основой Куйбышевской школы ракетостроения, канули фактически в забвение. И последующие четверть века я оставляю без поэтического комментария Геннадия Петровича Сошнина: он тоже оказался в числе невостребованных. Конечно, работа на заводе продолжалась – но порыв, самоотверженность, с которыми куйбышевцы работали над лунной программой, безвозвратно ушли. «Энергию» делали грамотные, уверенные в себе, опытные профессионалы – и успешно сделали, но стихов и песен ей уже не посвящали…
Н1 пошла под аргонный резак, следов ее практически не осталось. Лунным двигателям «НК» повезло больше – генерал-лейтенат-инженер Николай Дмитриевич Кузнецов в 1974 году взбунтовался против решения Совета Обороны, которым предписывалось работу над лунной программой прекратить, а материальную часть актировать – другими словами, уничтожить. Кузнецов двигатели сохранил – и сейчас, через тридцать лет, они не утратили своих достоинств и, если все сложится нормально с

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 44 45 46 48 49 50 51 52


this page is assembled by Sergey V. Andreev 2012 © andreev_s@aport.ru