Все получилось и в космосе! Потом Гречко был в Куйбышеве, выступал в авиационном институте и вспоминал,
как он волновался – не слишком ли сильно тряхнул баллон. Конечно, он мужик здоровый, из воздушных пузырьков
прямо-таки «мыльная пена» получилась. Но заработал наш ультразвуковой прибор, и все пошло, как мы рассчитывали. Эти космические
кадры, сделанные Георгием Гречко на орбите, стали иллюстративным материалом для моей кандидатской диссертации. Когда
Дмитрий Ильич Козлов узнал о наших экспериментах, то сразу встал вопрос о практическим применении. Открывались новые возможности
маневрирования космических аппаратов в невесомости. Но Н1 закрыли, и разработки наши в полете мы не увидели. Обидно.
27 октября 2000 года в телепередаче Михаила Евдокимова «С легким паром!» в числе прочих в гостях был
летчик-космонавт Георгий Михайлович Гречко. И, когда зашла речь о всяких космических шуточках и байках, Гречко вспомнил и
спел сошнинские «Заправлены ракеты, конечно, не водою…» К счастью, мой диктофон обычно лежит «на старте» – и в архиве появилась новая запись!
Две величайшие научно-технические трагедии ХХ века прошли через авиакосмический комплекс Куйбышева-Самары: две советские суперракеты, Н1 и
«Энергия» делались здесь, на Безымянке. И, если производственный, технологический опыт работников завода «Прогресс» пригодился, когда здесь начали
делать «Энергию», то оригинальные решения, которые рождались у конструкторов ракетной техники, оказались невостребованными. И идеи, которые вполне могли
бы стать основой Куйбышевской школы ракетостроения, канули фактически в забвение.
И последующие четверть века я оставляю без поэтического комментария Геннадия Петровича Сошнина: он тоже оказался в числе невостребованных.
Конечно, работа на заводе продолжалась – но порыв, самоотверженность, с которыми куйбышевцы работали над лунной программой, безвозвратно ушли. «Энергию»
делали грамотные, уверенные в себе, опытные профессионалы – и успешно сделали, но стихов и песен ей уже не посвящали…
Н1 пошла под аргонный резак, следов ее практически не осталось. Лунным двигателям «НК» повезло больше – генерал-лейтенат-инженер
Николай Дмитриевич Кузнецов в 1974 году взбунтовался против решения Совета Обороны, которым предписывалось работу над
лунной программой прекратить, а материальную часть актировать – другими словами, уничтожить. Кузнецов двигатели
сохранил – и сейчас, через тридцать лет, они не утратили своих достоинств и, если все сложится нормально с
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
44
45
46
48
49
50
51
52