Д.И.КОЗЛОВ:

В заводоуправлении, на третьем этаже нам выделили комнатушку метров в шесть - как представительству ОКБ-1 Королева на здешнем заводе. Моя должность называлась так: "Заместитель главного конструктора, ответственный за изготовление серийного изделия Р-7". Я приехал сюда в Куйбышев один. Янгель, когда создавал филиал в Днепропетровске, взял с собой больше ста человек москвичей. Макеев в Миасс, Решетнев в Красноярск - все везли специалистов из Подлипок. А я всех подбирал на месте, в Куйбышеве - и рабочих, и инженеров. И они уезжали на два-три месяца в Москву, работали в цехах и отделах у Королева. Сначала нас было сто человек, потом в год набирали и двести, и триста, и четыреста специалистов - ограничений не было, потому что сложность задач возрастала от изделия к изделию. Все мои заместители, которые начали работать со мной сорок лет назад, от меня не ушли -хотя дисциплина была всегда очень высокая… Почему С.П. Королев для решения ответственной государственной задачи выбрал именно Козлова? Разумеется, реконструировать через десятилетия логику принятия решений, которые стали судьбоносными для страны - а рождение космического промышленного комплекса в Куйбышеве-Самаре как раз относится к числу таких - очень непросто. Но ветераны-строители Байконура, мне кажется, помогли ответить на этот вопрос. Когда они вспоминали пятидесятые годы, когда будущий космодром был огромной строительной площадкой, они заметили: "Конечно, мы не смогли бы в такие короткие сроки уложиться, если бы наши командиры не были фронтовиками. У них была военная закалка, поэтому они с любыми сложными ситуациями справлялись". Ветераны из Подлипок-Калиниграда-Королева, вспоминая молодого и неименитого Дмитрия Ильича Козлова, отметили фактически то же самое: "Он же во время войны за кульман не прятался, ушел из военно-механического института на передовую".

Да, Козлов был фронтовик - а в 1958 году это была не просто строка в анкете. Прошло всего тринадцать лет, как окончилась война - сейчас столько же времени отделяет нас от начала перестройки… И жесткое деление "фронтовик-нефронтовик" многое определяло в характере взаимоотношений людей. Думаю, именно фронтовая закалка, спокойная бескомпромиссность по отношению к себе самому ("раз остался живым - надо жить без скидок…"), с которой выстраивал молодой инженер свою послевоенную судьбу, мне кажется, и определили во многом отношение к нему С.П.Королева. Всего 305 дней прошло со дня первого появления в Куйбышеве московского конструктора Козлова до момента, когда 30 декабря 1958 года две первые "семерки" были отправлены на Байконур! Вряд ли кто-нибудь и когда-нибудь в мире сможет повторить этот успех Козлова-организатора: подобрать, подготовить и проэкзаменовать людей, переоснастить цехи, выстроить отношения со смежниками - а их при изготовлении Р-7 было свыше двух сотен, в самых разных уголках Советского Союза, отработать надежную систему предстартового технологического обслуживания на Байконуре… Сейчас, из сегодняшнего дня, может показаться - чего бы проще? Денег на ракетную отрасль не жалели, полномочия дали… Но мало ли на нашей памяти проектов, где были деньги и полномочия, только нет результата? В сложном переплетении целей престижных, военных и прикладных, которые всегда стояли перед отечественной космонавтикой, только одна ракета смогла успешно и гармонично сочетать все это - Р-7. Вначале она предназначалась для доставки атомного заряда в любую точку земного шара - и первые сорок ракет серийной куйбышевской сборки стали основой нового вида вооруженных сил - у Советского Союза появились ракетные войска стратегического назначения. Но, к счастью, военная карьера ракеты Р-7 не состоялась. А ее долгая и благополучная мирная судьба стала как раз следствием успешного задач чисто военных, которые были поставлены перед создателями "семерки". Для ракеты, которая должна была нести мощную атомную бомбу, требовался высочайший уровень надежности, и во время старта, и в течение всего времени полета - все же атомные бомбы предназначались для вполне определенных объектов и конфликтов! Понятно, что абсолютно никаких непредвиденных ситуаций во время старта или над собственной территорией, или в небе невражеской страны быть просто не могло! И когда стало ясно, что собираемая в Куйбышеве серийная ракета Р-7 вполне способна стать именно такой сверхнадежной ракетой, то довольно быстро С.П. Королев нашел для нее сугубо мирное задание - как оказалось, на долгие десятилетия вперед. Самая мощная на конец пятидесятых годов советская ракета-носитель стала главной советской ракетой для пилотируемых стартов в космос. Первые две первые ступени гагаринского "Востока" были серийной куйбышевской сборки. Ракета-носитель "Союз" - это модернизированная "семерка" Во всем мире только двум ракетам доверено выводить на орбиту пилотируемые экипажи - российскому "Союзу" и американскому "Шаттлу"… Мягкий, щадящий старт "семерки" позволил размещать на ней высокочувствительную фотоаппаратуру, научные приборы - и это определило второе важнейшее направление специализации куйбышевского ракетно-космического комплекса: создание спутников для прикладных орбитальных исследований. Этим направлением в КБ под руководством Д.И. Козлова начали заниматься уже с 1962 года. "Зенит-2", "Зенит-4", "Зенит-4МТ", "Янтарь-2К" - эти названия космических аппаратов долгие десятилетия знали только специалисты из министерства обороны. Мы никогда не узнаем, сколько военных конфликтов удалось предотвратить благодаря тому, что у высшего военного и политического руководства нашей страны была и есть возможность получать оперативную и достоверную информацию из космоса. Но в том, что военные стратеги разных стран не раз останавливались к счастью для человечества - у последнего рубежа, несомненна заслуга главного "космического разведчика" СССР и России, дважды Героя Социалистического Труда Д.И.Козлова…

1 2 3 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44

далее

размещено с согласия автора

Полетаева В.В. © 2001

`

designed by Sergey V. Andreev