23 июня 2001 года исполнилось 90 лет Николаю Дмитриевичу Кузнецову. Генеральный конструктор авиационных и ракетных двигателей. Генерал-лейтенант инженерно-технической службы. Дважды Герой Социалистического Труда. Лауреат ленинской премии. Действительный член Академии наук СССР и Российской Федерации. Делегат семи партийных съездов. Почетный гражданин города Самары. Пять орденов Ленина. Перечень званий и государственных наград можно продолжить – он внушителен. В конструкторском бюро, которым руководил, начиная с 1949 года, Н.Д. Кузнецов, было создано более 50 модификаций двигателей для авиации, космоса и земных отраслей. Многие из них были созданы впервые в мире; некоторые и до сих пор, десятилетия спустя, остаются непревзойденными по техническим и эко номическим показателям. Имена авиадвигателестроителей не столь широко известны, как имена конструкторов самолетов. Но многие популярные гражданские лайнеры, созданные в КБ Туполева, Ильюшина, Антонова - это двигатели «НК»: Ту-114, Ту-144, Ту-154, Ил-62, Ил-86, Ан-22 перевозили почти половину всех пассажиров бывшего СССР! Однако без малого полувековая работа Николая Дмитриевича Кузнецова в Куйбышеве-Самаре – это не только двигатели. Это яркий, сложный и противоречивый фрагмент истории всего отечественного авиакосмического комплекса. Этот комплекс не одно десят илетие был определяющим для экономики нашей страны и для социальной жизни советских людей. А для Среднего Поволжья и Куйбышева-Самары с середины 50-х годов участие в масштабных авиакосмических программах вообще стало главным фактором развития. Более того , во второй половине ХХ века по крайней мере трижды разработки, сделанные в КБ Кузнецова, существенным образом влияли на решение важнейших вопросов геостратегической политики СССР, определяя тем самым и ход мировой истории – на десятилетия вперед. Старшее поколение помнит кинохронику: огромный военный самолет заправляется в воздухе. Это был стратегический бомбардировщик Ту-95 с двигателями «НК», которые позволяли ему долететь до Америки, сбросить «груз» (атомную или водородную бомбу) и вернуться назад. Этот самолет мог также сутками патрулировать в воздухе в самых разных точках земного шара. Многолетняя «холодная война» так и не переросла, к счастью, в третью мировую – и вклад авиадвигателестроителей из Куйбышева-С амары в глобальные геополитические процессы здесь бесспорен! А случилось это, в частности, потому, что в 1950 году молодой 39-летний конструктор сумел убедить в перспективности куйбышевских разработок такого авторитетного самолетостроителя, как А.Н.Тупол ев. Потепление международных отношений 70-х годов сопровождалось активизацией экономических связей с Европой – туда пошел сибирский природный газ. Потребовалось форсированное строительство тысяч газоперекачивающих станций, многие из которых были осна щены авиационными двигателями «НК», выработавшими свой летный ресурс, но безупречно работающими долгие годы для наземных задач. Здесь Н.Д. Кузнецов опередил время на десять с лишним лет, ибо его письмо Н.С.Хрущеву о конверсии авиационных двигателей отно сится к концу 50-х годов… В конце века две ведущие космические державы обнаружили, что, кроме противостояния на орбите, возможно перспективное сотрудничество – так ракетные двигатели «НК» оказались в Америке, в далеком Сакраменто. Им не дано было вывести в 70-е годы на ор биту советскую лунную ракету, но не за горами тот день, когда состоится первый старт американской ракеты «Кистлер». По мнению экспертов, она может произвести переворот в индустрии коммерческих запусков. И ракета, и двигатели возвращаются на Землю и могут быть использованы многократно. Здесь волжане обогнали время минимум на 25 лет. И снова решающую роль в нынешних проектах применения двигателей «НК» на новых ракетах не только за океаном, но и в России, стоит личное мужество «Генерала»: именно он своим р ешением сохранил от уничтожения десятки новеньких «НК», когда советская лунная программа была в 1974 году закрыта… И за каждым прорывом в неизведанные области науки и техники стоит Поступок «Генерала» Ибо нравственная составляющая всегда была в основе технических решений, которые рождались в Кубышеве-Самаре. Может быть, именно поэтому все, что сделано в коллективе Н. Д. Кузнецова, отличает удивительная жизнестойкость – если можно так сказать о неодушевленной технике. А потому нравственные уроки «Генерала» сегодня не менее важны, чем те научные и технические открытия, которые сделаны под его руководством.