Тогда, тридцать пять лет назад, когда в стенах ГМК технари-"шестидесятники" "городили вздор и чепуху", Геннадий Сошнин стал одним из лауреатов конкурса бредовых, но красивых идей. Он предложил свой вариант исследования Луны: запустить туда ракету, на которой закрепить многокилометровый прочный трос. Потом лебедочкой осторожненько подтянуть Луну поближе к Земле - так, чтобы можно было спокойненько на самолете туда летать. Изучить, все что надо, а потом вернуть Луну на прежнюю орбиту! Лунная тема появилась в фантастическом проекте Геннадия Сощнина вовсе не случайно: с начала шестидесятых годов Куйбышевская область становится ведущим центром по созданию советской лунной ракеты Н1. В те годы Советский Союз и США вели форсированную подготовку к полету человека на Луну. Сроки были сжатыми, средства - ограниченными, а объем и сложность поставленной задачи - сопоставимыми разве только с программой создания ядерного оружия. И Сергей Павлович Королев пошел на уникальный производственно-организационно-научный эксперимент: новую советскую ракету было решено делать на территории одного совнархоза - Средневолжского, "столицей" которого был Куйбышев. На Волге делались первые четыре ступени носителя - блоки А, Б, В и Г. Здесь же, в поселке Управленческий, в двадцати километрах от Куйбышева, в КБ Николая Дмитриевича Кузнецова, были спроектированы и изготовлены двигатели для лунной - четыре разных модификации для четырех ступеней. Собственно говоря, сам факт привлечения авиадвигателестроителя Кузнецова к лунной программе стал продолжением, более того - развитием принципиального спора между двумя лидерами советского ракетостроения - Сергея Павловича Королева и Валентина Петровича Глушко. Этот спор растянулся на десятилетия и стал, на мой взгляд, одной из важнейших причин нынешних проблем российской космонавтики. Это был спор о том, какой быть ракете будущего. Вопрос о создании такой новой ракеты-носителя был поставлен особенно остро после того, как в 1957 году в космическое пространство был выведен первый искусственный спутник Земли. Полет человека в космос, освоение Луны, Венеры, Марса уже не казались фантастикой, а становились техническими заданиями для конструкторов. Новые масштабные проекты требовали создания новой, более мощной ракеты по сравнению с межконтинентальной баллистической ракетой Р-7, которую к тому времени освоили как серийную в Куйбышеве. Однако в то время она выводила на орбиту около пяти тонн полезного груза. А пилотируемый полет на Луну требовал, чтобы на околоземную орбиту было выведено около ста тонн! Но такая мощная и тяжелая ракета - это, в первую очередь, принципиально иной по мощности двигатель. Мощными двигателями с тягой от 40 тонн и выше, в Советском Союзе никто, кроме В.П. Глушко, не занимался. А Валентин Петрович, выступая в 1958 году на одном представительном совещании, изложил свою концепцию развития ракетных двигателей на ближайшие 10-15 лет. Он был убежден, что для нового мощного двигателя нужны иные, высокоэффективные компоненты ракетного топлива - фтор, азотная кислота, диметилгидразин (иначе гептил).А привычные компоненты, пара "керосин-жидкий кислород" не могли, по его мнению, дать необходимый прирост тяги. А Сергей Павлович Королев предлагал для будущей советской суперракеты именно эти хорошо известные топливные компоненты. Именно керосин и жидкий кислород использовались в качестве топлива для межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, которая, как мы помним, уже зарекомендовала себя к тому времени как весьма надежная и умная ракета. Слово "экология" тогда еще не было на слуху, но "семерка" была к тому же и экологически неопасной, она не оказывала негативного воздействия ни на окружающую среду, ни на здоровье тех, кто готовил ее к старту. Кстати, это стало одной из причин ее долгой жизни - в семидесятые годы "семерка" стартовала с Байконура практически еженедельно, и страшно представить, что было бы на "полях отчуждения" в Казахстане, куда падают отработавшие ступени, если бы в пятидесятые годы победила иная, не королёвская, концепция ракетостроения…
далее

размещено с согласия автора

Полетаева В.В. © 2001


designed by Sergey V. Andreev