Музей Наполеона, музей Фрунзе, музей Колчака...

Статью Алексея Степанова можно атаковать со многих направлений. В армии его аргументов, по-моему, достаточно небоеспособных частей и даже соединений. Но мы попробуем нанести решающий удар - по штабу...

Начнем с того, что в современном музее, как и вообще в той сфере, которая называется искусством (в том числе и искусством музейной экспозиции) не ставится задача устроить некие святцы, написать некие идеальные образцы для подражания. Или наоборот, кого-то зачернить напрочь. Так-то мы и Петра Великого за казни стрельцов в каратели определим. И потому из истории сотрем.

В тонкой сфере искусства делается как раз наоборот. По-настоящему талантливые авторы, стремясь что-то в читателях-зрителях-посетителях воспитать, берут обычно переломные эпохи, непростые ситуации, противоречивые характеры. Подают их в развитии. Вот тогда становится по-настоящему интересно. И чем крупнее личность, тем интереснее. Вот Наполеон бежал, бросив погибающую армию, из Египта. Драма. Или, если Петра в каратели, то этого запросто в предатели запишем?

А Франция чегой-то интересуется этим человеком. Французы (и не только они) спор ят, доказывают, развернута целая музейная индустрия. Французам - французово. А нам - наше.

Фрунзе - крупная фигура в революции, один из создавших новую страну, СССР. Государственный деятель, провел военную реформу. Погиб, убит, в двух шагах от трона. Царствовать стал Сталин. Чем же таким зарядился этот человек в нашем родном, самарском пространстве, что чуть не стал управлять одной шестой Земли?

Ага, вот подлинное сохранившееся место, здесь был его кабинет, здесь стоял стол, здесь карты. Так что же здесь произошло? А вот стоило ли все это «слезы ребенка», даже слезы ребенка из конкретной деревни конкретной губернии - это яростно вечный вопрос. Это ночные кошмары полководца. Это споры сегодняшних политиков. Это думы простых людей. Вопрос этот можно задать по- отношению ко всему военному делу всех стран и народов. Прощай, оружие? Не дает ответа.

В Москве есть музей поэта Маяковского. Много спорят о музее и о поэте. Нет, точнее - музей является хорошим поводом для споров о поэте, о жизни, о любви, о революции и т.д. Поэтому можно по-разному относиться к Маяковскому, но экспозиция сделана классно, выразительна. Вопрос о том, как сделать экспозицию выразительной, берущей за душу. Над этим много (и часто долго) спорят профессионалы-музейщики. Ломают копья.

Кстати, пожалуйста, товарищ Алексей Сергеевич Степанов, (в современной Российской армии сейчас такое обращение, а Вы ведь историк, пишущий на военные темы) если есть у Вас другое видение музея: создайте другой, свой музей, гражданской войны в Среднем По волжье. Сейчас это вполне возможно, даже декларировано Законом о музеях РФ. Можно создавать музеи, не испрашивая разрешения. И хорошо. Так что я вам не господин в данном случае. Именно эти возможности, степень свободы я называю «духом времени», если Вы у ж изволили меня цитировать. Посоревнуетесь?

Владимир Сорокин


this page is designed by Sergey V. Andreev 1998 © andreev@lib1.ssau.ru