23 июня 1960 г. правительством Советского Союза было принято постановление по разработке тяжелых ракет-носителей. Само по себе данное постановление заслуживает уважения и одобрения. Однако это постановление предусматривало разработку и создание мощных ракет-носителей разной грузоподъемности со стартовой массой до 2000 т без достаточной базы. необходимого станочного парка и оборудования. Увеличения стартовой массы ракет-носителей было вы требованиями увеличения массы боевого заряда или массой, выводимой на орбиту. Концепция военных тех лет была простой: больше ракета - больше боевая часть - больше боевая мощь. Если раньше тре к 5-6 т боевой части, то затем счет пошел уже на десятки тонн. Однако не всегда чисто механическое увеличение приводит к желаемому результату. Вопрос разработки тяжелых ракет-носителей включает в себя много различных аспектов: политические, военные, технические, а также включает взаимоотношения между главными конструкторами. Данные вопросы должны быть рассмотрены отдельно. До настоящего времени развитие ракетной и космической техники базировашлось на трех китах: политике, военных задачах, науке. Сейчас решаются и прикладные задачи, но до промышленного использования космического пространства из-за научно-технических и политических проблем еще далеко. После длительного монополизма военных в ракетной и космической технике наступает период приоритета научных и прикладных задач. Если первоначально военные хотели иметь мощные ракеты-носители, то постепенно их интерес к таким ракетам уменьшался. Это связано с малой эффективность мощных ракет и появлением технологии высокоточного оружия. Это связано и с проектами ракет-носителей, которые были начаты на конкурсной основе в трех ОКБ: Королева, Янгеля, Челомея, где проводились работы соответственно по Н-1, Р- 56 и УР-700. Впоследствии ни один из этих проектов, так не был реализован как и проект боевой ракеты УР-500, которую разрабатывало ОКБ-52 согласно постановлению правительства от 29 апреля 1962 г. Постепенно по мере падения интереса военных к Н-1 и УР- 500 возрастал политический интерес к этим ракетам-носителям. 3 августа 1964 г. было принято постановление правительства "О работах по исследованию Луны икосмического пространства", определившее срок советской экспедиции на Луну 1967-1968 гг. Затем в связи с неясностью работ по Н-1 и по УР-700К, было принято решение о разработке проекта УР-500К - Л1, который предусматривал пилотируемый облет Луны на корабле Л-1 ОКБ-1. Однако в связи с успешной реализацией американцами своей лунной программы с высадкой на Луне наша лунная программа поеряла политический смысл и была закрыта.
Petrakov V.M. 1996 (c)
1_я ступень | 2_я ступень | 3_я ступень | РБ Бриз М | |
Длина, м | 21.18 | 17.05 | 4.11 | 2.61 |
Диаметр, м | 7.4 | 4.1 | 4.1 | 4.1 |
Сухая масса, кг | 30600 | 11400 | 3700 | 2370 |
Масса топлива, кг | 419400 | 156100 | 46600 | 19800 |
ДУ | 6 х 14Д14 | 3 х 8Д411К + 1 х 8Д412К | 8Д49 + 8Д811 | 1 х С5.98М |
Тяга ДУ в вакууме, кН | 6 х 1635 | 4 х 582 | 582 + 32 | 19.62 |
|
|
|
|
Вывоз РН Протон с кораблем 7К-Л1.
|
Вывоз РН Протон с кораблем 7К-Л1.
|
РН Протон с кораблем 7К-Л1.
|
РН Протон К с ДУ САС 11Д836 и кораблем для облета
|
ДУ САС 11Д836 для корабля 7К-Л1 – прототип ДУ САС
|
|
Модель стартового комплекса РН Протон в музее КБОМ
|
<
Модель стартового комплекса РН Протон в музее КБОМ
|
|
|
|
|
.
|
.
|
|
.
|
.
|
Авария РН Протон при выведении АМС Марс 2 апреля 1969 года. |
Сборка РН Протон
|
Сборка РН Протон
|
. |
. |
Плита Протона, вид спереди. В.Антипов © |
Плита Протона, вид сзади. В.Антипов © |