et cetera

     Здесь мне хотелось бы написать обо всем, что по тем или иным причинам не удалось вставить в предыдущие странички ;-)

1. "Использованная литература"

     Космонавтикой я увлекаюсь давно и читаю о ней постоянно. Но в процессе подготовки сайта, когда мне пришлось проштудировать гору литературы по этой теме, я неожиданно начала замечать очевидные ошибки, которых раньше не видела. (Еще больше ошибок я нашла в книжках по Интернет-программированию, которых тоже прочитала предостаточно, но об этом как-нибудь в другой раз ;-) Вот несколько наиболее интересных ляпов - картинок с подписями. Если они не сразу бросятся вам в глаза, можете прочитать мои комментарии.
Станция "Салют-7" во время электрических испытаний.

(В. В. Лебедев "Мое измерение". М,"Наука", 1994, стр. 82.)
     Спорим, что не "Салют", а "Мир" ? У "Салютов" второго поколения было только два стыковочных узла : один со стороны агрегатного отсека, другой со стороны переходного (в "носовой" части). А у "Мира" со стороны переходного отсека еще четыре дополнительных периферийных узла. Два из них на картинке хорошо просматриваются.
Макет станции "Салют-7" в гидролаборатории ЦПК им. Ю. А. Гагарина.

(В. П. Глушко "Развитие ракетостроения и космонавтики в СССР", М, "Машиностроение", 1987, стр. 159).
     Аналогичный случай. Качество снимка, конечно, так себе, и тем не менее "на исходной фотографии ясно видно" космонавта, вылезающего в данный момент из одного из боковых стыковочных узлов. Так что это - "Мир". И, вдобавок, такая замечательная "раскладная" солнечная батарея была только на "Мире".
А. Н. Березовой и В. В. Лебедев на тренировке в кабине макета корабля.

("К звездам", сост. В.А. Шаталов, М.Ф. Ребров, Э.А. Васкевич, М, "Планета", 1982, стр.182.)
     Где, простите ? В макете космического корабля ? Ну-ну. Вообще-то это станция, а не корабль. И если уж на то пошло, это все никак не тренировка, а настоящий космический полет - невесомость угадывается сразу. Обратите внимание, что у товарища Березового волосы стоят торчком, как обычно бывает в невесомости (сомневаетесь - сравните с его фотографией на Земле).
К полету готовится советско-французский экипаж. В. А. Джанибеков, Ж.-Л. Кретьен и А. С. Иванченков занимаются в зале тренажеров ЦПК.

(Там же, стр. 219.)
     Здесь у меня особых претензий нет, маленькое уточнение. Обратите внимание на ковровую дорожку, расстеленную на лестнице к макету корабля. В ЦПК такая традиция - расстилать дорожку перед сдачей самого ответственного для экипажа экзамена. Так что у космонавтов сегодня не рядовая тренировка, а итоговый госэкзамен.

     ..."Через 2 года после работы первой в истории обитаемой долговременной станции на орбите летом 1973 г. в космос была запущена станция "Салют-3".

(Л. А. Гильберг "От самолета к орбитальному комплексу", М, "Просвещение", 1992, стр. 171.)

     Товарищ рецензент, Павел Романович Попович ! Вы же на эту станцию сами летали, и запущена она была не в 73-ем, а в 74-ом ! В 73-ем проходил испытания модифицированный "Союз", ни о какой станции и речи не было !

     ... "Тут же переходной люк в "Спектр" задраили, чтобы сохранить нормальную атмосферу в других помещениях. Позже упало напряжение в электросети - пострадали кабели и солнечные панели "Спектра", которые давали 30% электроэнергии. На Земле специалисты искали выход из положения. Решили развернуть "Мир" так, чтобы на фотоэлементы оставшихся в рабочем состоянии панелей падало как можно больше солнечного света. "Прогресс" же отогнали от станции на 2,5 км и позже утопили в Тихом океане. Но на этом неприятности не кончились : утром, в 5.30 по московскому времени, экипаж проснулся от холода.".

(С. Н. Зигуненко, "Орбитальные станции" М, "Слово", 2001, стр. 29.)

     Ну да, это об "ударим "Прогрессом" по станции "Мир" !" Из данного отрывка абсолютно ясно, что экипаж "проснулся от холода" на следующее утро после аварии. На самом же деле злосчастный эксперимет со стыковкой в ТОРУ с дальнего расстояния проводился 25 июня, а проблемы с СЭП возникли ночью 16-17 июля! Вот вам и "утром, в 5.30 по московскому времени"...
Орбитальная станция "Салют-6" в полете.

(Там же, стр. 175.)
     Это не "Салют-6", а "Салют-7". Внешне станции отличаются солнечными батареями - у "Салюта-7" они большей площади, и окраской цилиндра большего диаметра : у "Салюта-6" она просто красновато- коричневая, а "Салют-7" - в поперечную красную полосочку.
     Вот составители классического сборника "211 суток на борту "Салюта-7" поступили хитрее :
Космический комплекс парит над планетой.

(211 суок на борту "Салюта-7", сост. М.Я. Королёв, М, "Машиностроение", 1983, стр. 71.)
     Что это конкретно за "космический комплекс", тактично умолчали, хотя на самом-то деле это "Салют-6", и остается только догадываться, как он попал в книгу, целиком посвященную первой долговременной экспедиции на "Салют-7". Если бы не десятилетие, разделяющее две последние книжки, можно было бы подумать, что составители специально поменялись иллюстрациями.
"Салют-6", который считали "мертвым"...

(М. Ф. Ребров "Космические катастрофы.
Странички из секретного досье.", М, "Экспринт НВ", 1996)
     Сразу хочу извиниться перед автором книги, что так получилось. Я глубоко уважаю М. Ф. Реброва (в частности, как нелетавшего космонавта), очень люблю его книги, классических "Космонавтов" местами знаю наизусть, и эту прочитала с огромным интересом. Получилась очень грустная и честная книжка... И все же опять-таки о фотографии "Салюта". Долго распространяться не хочу, догадайтесь сами, какой это "Салют". Две эти несчастные станции все путают безбожно. К тому же по логике вещей - "мертвым" считали как раз-таки "Салют-7".
Орбитальная станция "Салют-6" на фоне Земли.

("Вселенная". Большая детская энциклопедия.
Русское энциклопедическое товарищество, М, 2000, стр. 158.)
     Попробуйте сами догадаться с трех раз, что это за "Салют". Кажется, уже становится скучновато. Наверное, эта тема неисчерпаема, и больше приводить примеров путаницы "Салютов" я не буду.
Космонавты Анатолий Береговой и Валентин Лебедев принимают душ на борту станции "Салют-7".

(С. Н. Зигуненко "Орбитальные станции",
детская научно-популярная энциклопедия "Что есть что",
М, "Слово", 2001, стр. 12.)
     Действительно, есть такой космонавт из первых - Георгий Тимофеевич Береговой, герой Великой Отечественной войны. Но вот на орбитальные станции он не летал. А командира первой долговременной экспедиции на "Салют-7" зовут Анатолий Николаевич Березовой, вы его уже видели "на тренировке в макете космического корабля" ;-)

     ..."В 1976 г. опытным летчиком пришел он [В. Титов] в Центр подготовки космонавтов, успешно прошел весь курс подготовки, был одним из дублеров при старте на "Салют-7" Берегового и Лебедева".

(Л. А. Гильберг "От самолета к орбитальному комплексу", М, "Просвещение", 1992, стр. 195.)
     Аналогичный случай. После такой вопиющей путаницы гетерозиса с гистерезисом я рискну уточнить, что Владимир Титов - это тоже не тот Титов, который "космонавт-2". Дублера Гагарина звали Герман Степанович, как вы помните, и на орбитальных станциях он не был.

     ..."Возвращение на Землю 16 марта космического корабля "Союз-26" подвело итог первому этапу работ с орбитальной станцией "Салют-6".

(В. П. Мишин "И продолжается полет", сборник "Звездный путь", М, издательство политической литературы, стр. 332.)

     Заранее извиняюсь : я понимаю, что неприлично придираться к неточностям в изложении бывшего руководителя РКА "Энергия" (с мая 66-ого, сразу после смерти Королева !), тем более, что факт-то непринципиальный... Но тем не менее : имеется в виду возвращение не "Союза-26", а экипажа, который на нем стартовал - Ю. В. Романенко и Г. М. Гречко. Вернулся этот корабль на Землю не 10 марта 1978 г., а на два месяца раньше, вместе с первой экспедицией посещения. Просто экспедиция посещения обычно оставляет свой более новый корабль основной экспедиции, т. к. сроки эксплуатации "Союзов" (90 суток) обычно меньше длительности полета основной экспедиции.

     ..."Но скорость сближения корабля и станции оказалась слишком большой, в последний момент Титов потянул ручку управления на себя и увел корабль под станцию, чудом не зацепив ее."

(А. Б. Железняков "Советская космонавтика : хроника аварий и катастроф", СПб, LEVRAN, 1988, стр. 84.)

     В КК не одна "ручка управления", как в самолете, их там две : левая - для управления движением по трем связанным осям и правая - для управления ориентацией относительно связанных осей. К тому же, рассуждая с точки зрения наших земных позиций, если потянуть эту самую ручку "на себя", корабль должен пройти над станцией, а не под ней (здесь вообще вряд ли уместно говорить "на себя" или "от себя", на самом деле там "вверх-вниз" и "вправо-влево"). Мне это напоминает глупый анекдот про летчика, который попал в автомобильную аварию : "Ну что - как ? Еду, вижу - столб. Ну, я, конечно, прибавил газу, штурвал на себя..." Для сравнения описание той же нештатной ситуации у М. Ф. Реброва : "Сознание обожгло : "Скорость слишком велика. Сейчас будет удар !" - Володя! Ручку на тангаж вниз ! - в один голос прокричали Серебров и Стрекалов... Корабль поднырнул под станцию, чудом не зацепив ее." Вот это вполне логично и понятно. Кому еще не совсем понятно, посмотрите, что такое тангаж.
     Наконец, слово Валерию Рюмину (он же Протон Фотонович Днепров :-), который КК "Союз" видел не только по телевизору : "На корабле две ручки управления : одна управляет движением центра масс, другая вокруг центра масс". (В. В. Рюмин "Год вне Земли")
Пульт управления тренажера станции "Салют". Внутренний интерьер тренажера транспортного корабля "Союз Т".

(Г. Т. Береговой, В. Н. Григоренко, Р. Б. Богдашевский, И. Н. Почкаев "Космическая академия", М, "Машиностроение", 1987, стр. 130-131.)
     Надеюсь, долго объяснять не надо, что все "с точностью до наоборот", справа "Салют", а слева - "Союз Т" ? Если вы разглядели это сами - поздравляю : в космической технике вы кое-что понимаете. Да, кстати, можно посмотреть на те самые ручки управления - слева и справа от центрального кресла командира экипажа (в "Союзе", разумеется !).
     А если совсем-совсем серьезно, то об использованной литературе можно почитать здесь.

2. Благодарности

     Во-первых, от имени "всего прогрессивного человечества" большое спасибо всем Людям, живым и мертвым, кто создавал эту историю, благодаря кому наша страна все-таки первая космическая держава.
     Большое спасибо профессору Льву Викторовичу Жукову, моему руководителю, бывш. лучшему лектору бывш. Ленинграда, живому классику, у которого мне посчастливилось учиться ! Он предоставил мне возможность написать дипломную работу по любимой теме :-)
     Большое спасибо Сергею Петровичу Онищенко, руководителю фирм "Артмедиа" и "Гильдия компьютерного обучения", который учил меня html'ке, скриптам, flash'у и прочему веб-дизайну. Хотелось бы также поблагодарить весь остальной творческий коллектив этой организации - Васю, Гошу, Диму, Лешу, Костю, Влада и весь остальной народ.
     Спасибо Анне Цыганковой, с которой мы познакомились в Звездном, за искреннее сочувствие и поддержку всех моих глупых идей, связанных с космонавтикой.
     Спасибо редколлегии несуществующей подростковой газеты "Аспарагус" - Ане и Альберту, которая полтора года назад, накануне затопления "Мира" дала мне возможность написать протестующую статью по этому поводу. Статью, ксатати, можно прочитать здесь, если интересно (никаких изменений с ноября 2000 г. внесено не было). Ребята, жаль, что с газетой ничего не получилось - с вами было здорово работать !
     Спасибо Марине Сергеевне Махониной, преподавателю информатики из Колпино, которая учила меня программированию в 10-11 классах и, кажется, искренне надеялась, что из меня вырастет что-то путное ;-)
     Спасибо моим родителям и моей сестренке Наташе, первому и бессменному рецензенту, корректору, бета-тестеру. От всех членов моей семьи, врачей и будущих врачей, потребовалось немалое мужество, чтобы вытерпеть мои ежедневные и еженощные бдения перед электронно-лучевой трубкой на протяжении последнего года 8-)
     Спасибо профкому родного РГПУ им. Герцена, который в конце 1999 г. предоставил мне шанс съездить в "Звездный тур" - в Звездный и Королев, посидеть в настоящем СА "Союза-Т3", щелкнуться рядом с настоящим макетом "Мира" и позадавать глупые вопросы настоящему космонавту!
     Спасибо преподавателям кафедры Теоретической физики и Астрономии за то, что разрешили мне беспрепятственно ползать по Инету в течение последнего полугода!
     И наконец, спасибо моей любимой радиостанции "Мелодия" (91.1 FM) за отличный репертуар, работать без нее было бы значительно тяжелее !

3. Скринсейверы

Несколько собственноручно написанных заставочек в sfx-архивах для бесстрашного народа, который не боится вирусов ;) Никаких особых супер-гипер-мега-эффектов там нет, на всякий случай напоминаю, что цель любого скринсейвера - прежде всего предотвратить выжигание люминофора :-)
1) "Спектроскоп" (145 k) - случайно генерируемые наборы цветных линий, похожие на спектры излучения атомов. Некоторые физики могут смотреть на это часами :) Написано на Delphi, извиняюсь, что нет окошка настройки свойств заставки: не получилось сделать корректную обработку входных параметров программы. Пока это *.exe файл, все работает отлично. Как только компилируешь в *.scr, параметры перестают обрабатываться :( Не знаю, в чем дело, надо будет спросить на форуме.
2) "Matrixite" (438 k) - набор цитат из "Матрицы" (очень люблю этот фильм :) Это точное воспроизведение русского перевода с моего диска, так что те, у кого другой перевод, наверное, будут с трудом угадывать отдельные фразы ;)  Нарисовано на Flash'e и откомпилировано в *.scr-файл с помощью замечательной программки "Flash 2 Screensaver"
3) "Калейдоскоп галактик" (563 k) - вращающиеся спиральные галактики. На "историческую достоверность" не претендую, но в качестве заставки смотрится неплохо. Также нарисована на Flash'e. (Прошу прощения за объем файла: на Delphi-то оно, конечно, попрактичнее :)

4. Об авторе

Это я. Горелышева Анна, студентка (пока еще ;) 5 курса факультета физики РГПУ им. Герцена.
(Это было год назад, когда создавался сайт. Сейчас я получаю второе ВО в Политехе по специальности "ПО ПК и ЛС" :) и работаю веб-программером в web-лаборатории "NK"
Пролетел еще год. Сейчас я работаю главным специалистом в отделе обеспечения защиты информации в УФК МФ РФ по СПб (если коротко, понятно и абстрагируясь от деталей -- админом :), а в Политехе пишу магистерскую по полнотекстовому поиску в контексте разработки человекоориентированного пользовательского интерфейса).
Живу в городе Колпино, пригороде Ленинграда (рука не поднимается писать Санкт-Петербург, извините, если оскорбляю чьи-то высокие чувства ;). Очень люблю
  • астрономию, физику и космонавтику
  • природу вообще и животных в частности
  • компы, Интернет, программирование (а в последнее время уже более серьезные вещи ;) -- администрирование с сильным креном в *nix и безопасность)
  • родной город, особенно все, что связано с его военной историей
  • русский язык, в основном, с легкой руки Л. В. Успенского, этимологию и топонимику


P. S. Извините за недоработанный дизайн сайта. Во-первых, это мой первый пробный шар, и я не хочу в нем ничего менять, во-вторых, с моей точки зрения, здесь наибольший интерес представляет не дизайн, а контент и реализация скриптовых тестиков, в-третьих, все это разрабатывалось вовсе не как сайт, а как проект учебника технологии Web-CD, и для чистого Интернета, вообще говоря, не предназначалось. Ну, и наконец - "не умом поразить тщился"  (© А. и Б. Стругацкие.)

Есть комментарии? Пишите : smilic@rambler.ru.

апрель-май 2002 г.