Небесный заслон

Журанкин Л.Н.

В конце 50-х годов самолеты-призраки залетали в самые глубинные районы Советского Союза. Пилоты этих самолетов были уверены в полной безнаказанности, т.к. полеты проходили на высоте 20000-22000м, в стратосфере, и ни один существуюший истребитель-перехватчик их не доставал.

В один из таких полетов и отправился пилот Френсис Пауэрс. 1 мая 1960 года около 5 часов утра он поднял свой самолет с военно-воздушной базы США под пакистанским городом Пешеваром. Набрав высоту 20000 м Пауэрс направил свой самолет к границе Советского Союза. В 5 часов 36 минут он пересек границу. Председатель Совета министров СССР Н.С.Хрущев был поднят с постели, и ему сообщили о самолете-нарушителе. Хрущев приказал министру обороны маршалу Советского Союза Р.Я.Малиновскому сбить самолет.

К 6 часам сигнал тревоги поднял офицеров и солдат во всех зенитных ракетных, истребительных авиационных, радиотехнических частях Средней Азии и Казахстана, Сибири, Урала и европейской части СССР. К восьми часам утра стало ясно, что маршрут полета самолета-нарушителя проходит через Свердловск. Поднятые с земли истребители-перехватчики не дотянули до него километра три. Нарушитель вошел в зону поражения зенитных ракет. Координаты цели операторы станции разведки и целеуказания определили точно. Все ждали команды. Командир дивизиона майор Воронов, поучив приказ на уничтожение цели, командует: "Цель уничтожить!" Стартовый расчет сержанта Федорова сработал точно и ракета, всплеснув пламенем, стремительно пошла навстречу самолету-нарушителю. В 8 часов 53 минуты утра 1 мая 1560 года первая ракета настигла цель.

Затем были Вьетнам и Ближний Восток, о ракете стали много говорить. Так кто же он, этот герой, вернее героиня? Это ракета В-750 зенитного ракетного комплекса С-75"Двина".

Здесь необходимо вернуться к началу повествования. Самолёты НАТО с начала 50-х годов залетали аж до Москвы. Для обеспечения безопасности Москвы, да и себя, И.3.Сталин приказал создать вокруг. Москвы такой заслон, который бы не преодолел ни один самолет. К 1955 году зенитный ракетный комплекс С-25 "Беркут" двумя прочными кольцами поставил вокруг Москвы непреодолимый ракетный барьер непрошенным визитерам НАТО. Но требовалось прикрыть и другие города. Поэтому появилось постановление правительства №2838-1201 от 20 ноября 1953 года "О создании подвижной зенитной ракетной системы С-75". Для чего в ноябре 1953 года было организовано Машиностроительное конструкторское бюро во главе с П.Д. Грушиным, будущий "Факел". Радиотехнические системы разрабатывало КБ-1, руководимое С.Л. Берия. Ракету В-750 создавало вначале ОКБ-301 С.А. Лавочкина, заместителем по зенитным ракетам у которого был П.Д. Грушин, а затем вновь организованное Машиностроительное конструкторское бюро "Факел". В создании комплекса большую роль сыграли: А.А. Расплетин, С.А. Лавочкин, В.П. Бармин, П.Д. Гришин и др.

Работа продвигалась успешно и уже в апреле 1955 года состоялся первый пуск ракета В-750 на полигоне ПВО Капустин Яр. В конце 1957 года зенитный ракетный комплекс С-75 "Двина" принят на вооружение. Основной единицей был дивизион, который состоял из стартовой и радиотехнической батарей. Сюда входили РЛС наведения, двухступенчатые ракеты В-750, шесть пусковых установок, бортовое оборудование и средства электропитания.

Вскоре после принятия на вооружение комплекс получил боевое крещение. Так, 7 октября 1959 года в районе столицы КНР, Пекина, тремя ракетами на высоте 20000 м был сбит чайканшистский самолет-разведчик. 16 ноября 1959 года под Волгоградом на высоте 20000 м был сбит американский разведывательный аэростат. О первомайской победе 1960 года здесь уже сказано. Но, пожалуй, самая яркая страница, в истории зенитного ракетного комплекса С-75 был Вьетнам.

В 1965 году США начали бомбардировки Вьетнама... Самолеты приближались к Ханою плотным строем. Небо впереди и сзади было свободно от МИГов. Вдруг строй самолетов стал рассыпаться: боевых порядков самолетов появились огромные оранжевые шары разрывов. Сразу загорелось и упало несколько самолетов. "Фантом" тряхнуло так, что я потерял управление, -рассказывал пленный американский пилот, -самолет начал падать. Наш первый самолет погиб". Это случилось 24 июля 1965 года. Впервые был применен в боевых условиях зенитный ракетный комплекс С-75 "Двина". Дивизион майора Ильиных провел первый в истории противовоздушный бой, сбив ракетным залпом в 30-40 км к юго-востоку от Ханоя три истребителя. Во Вьетнаме некоторые дивизионы сбивали до 40 самолётов. Всего в небе Вьетнама ракетами С-75 "Двина" было сбито около 2500 самолётов. Зенитный ракетный комплекс "С-75"Двина" обеспечивал поражение цели типа бомбардировщик Ил-28 на дальности до 29 км и на высотах от 3000 до 22000 м, летящих со скоростями до 1500 км/час. Перевод из походного положения в боевое и обратно осуществлялся за 4-5 часов. В течении 10 минут дивизион сбивал 5 целей идущих с интервалом 1,5-2 минуты.


this page is designed by Sergey V. Andreev 1999 © andreev_s@aport.ru