О РАБОТАХ ГРУППЫ М.К.ТИХОНРАВОВА ПО ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМ СОЗДАНИЯ СОСТАВНЫХ РАКЕТ И ИСКУССТВЕННЫХ СПУТНИКОВ ЗЕМЛИ
И.К. Бажинов

В 1945—1946 гг. Михаил Клавдиевич Тихонравов организовал в Реактивном научно-исследовательском институте (позже НИИ-1) группу сотрудников, которая стала разрабатывать проект пилотируемого аппарата, вертикально запускаемого одноступенчатой ракетой (типа Р-1) на высоту до 200 км (проект ВР-190). В 1946 г. работы над проектом ВР-190 были переданы из РНИИ во вновь созданный НИИ-4 Академии артиллерийских наук (в последующем НИИ-4 Минобороны СССР). Соответственно туда же был переведен и М.К. Тихонравов, назначенный заместителем начальника НИИ-4, вместе с группой сотрудников. В ее состав входили Н.Г. Чернышев, П.И. Иванов, В.Н. Галковский, Г.М. Москален-ко и др. В группу был включен также молодой талантливый военный геодезист И.М.Яцунский, пришедший в НИИ-4 в 1947 г. и быстро ставший первым помощником Михаила Клавдиевича. В начальный период М.К. Тихонравов непосредственно руководил работами над проектом ВР-190. В 1947 г. эти работы вместе с частью группы были переданы в другое подразделение НИИ-4, Михаил Клавдиевич постепенно отошел от них и организовал новый отдел во главе с П.И. Ивановым. Проект ВР-190, как известно, реализован не был. В отделе П.И. Иванова Михаил Клавдиевич организовал исследования составных ракет. В отделе стали разрабатываться приемлемые методы расчета траекторий полета составных ракет и проводиться исследовательские расчеты. Основные исследования по этим направлениям вел И.М. Яцунский. В начале 1948 г. был получен ряд результатов, учитывающих достижения ОКБ С.П. Королева по одноступенчатым ракетам и свидетельствующих о перспективности составных ракет и возможности их создания в недалеком будущем. Этим результатам Тихонравов придавал важное значение и решил выступить на заседании ученого совета института с докладом «Пути осуществления больших дальностей стрельбы». Такой доклад Михаил Клавдиевич сделал в начале лета 1948 г. в присутствии специалистов и ученых из других организаций. К этому времени в ОКБ-1 С.П. Королева на основе немецкой Фау-2 была создана ракета Р-1 с дальностью полета около 300 км, разработана новая ракета Р-2 с дальностью порядка 600 км, прорабатывалась ракета на дальность примерно 1000 км (так называемая «тысячная ракета»). Практическую возможность достижения еще больших дальностей в то время почти никто, особенно в кругах военных специалистов, не признавал. Поэтому сообщение Михаила Клавдиевича о том, что пакет из разрабатываемых в ОКБ-1 «тысячных ракет» способен достичь любых дальностей полета и даже вывести на орбиту искусственные спутники Земли (ИСЗ), взбудоражило зал, вызвало бурю отрицательных и даже язвительных откликов и выступлений. Очень немногие специалисты поняли принципиальную ценность результатов, доложенных Тихонравовым и высказывались с пониманием его идей. Эти идеи были поддержаны С.П. Королевым и президентом Академии артиллерийских наук (ААН) А.А. Благонравовым. Благодаря помощи этих ученых доклад М.К. Тихонравова был повторен 14 июля 1948 г. на годичном заседании ААН. Доклад был выслушан с огромным вниманием, однако реакция участников этого заседания в основном была подобна реакции большинства членов ученого совета НИИ-4.
Одним из результатов докладов М.К. Тихонравова явилось то, что вышестоящее руководство расформировало в НИИ-4 отдел П.И. Иванова, как занимающийся неактуальными проблемами, и только по настоятельной просьбе Михаила Клавдиевича разрешило оставить для продолжения исследований составных ракет одного И.М. Яцунского. Сам же М.К. Тихонравов был переведен на должность научного консультанта института. Доклад М.К. Тихонравова при активной поддержке С.П. Королева и А.А. Благонравова все же был опубликован в журналах «Доклады Академии артиллерийских наук» и «Ракетная техника». С.П, Королев, узнав о расформировании отдела П.И. Иванова, в поддержку М.К. Тихонравова дал НИИ-4 официальный заказ на выполнение НИР по дальнейшим исследованиям составных ракет. Можно считать, что с этого времени начался новый этап работ группы М.К. Тихонравова. Обосновав необходимость расширения состава группы для проведения исследований по заказу С.П. Королева, М.К. Тихонравов в конце 1949 г. добился включения в нее молодых специалистов-инженеров Г.Ю Максимова, Л.Н. Солдатовой, Я.И. Колтунова и А. В. Брыкова. Первые трое только что окончили МАИ, а А. В. Брыков — МВТУ. Максимов, Солдатова и Брыков проработали в группе до конца ее существования, Колтунов в 1951 г. перешел на работу в другое подразделение института. В 1950 г. к работе в группе Тихонравова был вновь привлечен Г.М. Москаленко, пришел также Б.С. Разумихин. Москаленко участвовал в работе группы до 1953 г., а Разумихин — до 1952 г. В 1950 г. в группу были направлены для подготовки дипломных проектов и последующей работы студенты МАИ О.В. Гурко и автор настоящего доклада. В 1953 г. в группу возвратился В.Н. Галковский. Трое последних специалистов проработали в группе до конца ее существования. В марте 1950 г. в НИИ-4 должна была состояться научно-техническая конференция по вопросам ракетной техники. По предложению М.К. Тихонравова в программу конференции был включен доклад «Ракетные пакеты и перспективы их развития». В этом докладе Михаил Клавдиевич развил идеи, изложенные в предыдущих выступлениях, дополнил новыми результатами и впервые прямо говорил о ближайших перспективах создания искусственных спутников Земли, вплоть до полетов на них человека. Так, по техническому заданию С.П. Королева в группе был рассмотрен двухступенчатый пакет из трех ракет Р-З, разработка которых была начата в ОКБ. В результате было показано, что такой пакет может не только перенести тяжелую боевую часть на любую дальность, но и вывести на орбиту спутник, масса которого может оказаться достаточной для полета на нем человека. Доклад был выслушан внимательно, но по-прежнему преобладали недоверчивые и «сатирические выступления». На конференции присутствовал С.П. Королев с одним из своих заместителей.
Проработки пакета из трех ракет Р-З были отражены С.П. Королевым в эскизном проекте ракеты Р-З. Проведенный анализ был, пожалуй, первой попыткой исследования вопроса создания ИСЗ, базирующегося на конкретных проектных проработках одноступенчатых ракет королевского КБ.
Я пришел официально работать в группу М.К. Тихонравова в сентябре 1951 г. Первое время посвятил знакомству с направлениями работ сотрудников группы и с научно-техническими отчетами о выполненных исследованиях, главным образом, по основным проблемам создания мощных составных баллистических ракет (БР) согласно заказу С.П. Королева. Вот коротко о работах группы в те годы.
Г.М. Москаленко анализировал данные о весовых характеристиках основных агрегатов жидкостных БР, проектируемых в ОКБ Королева, а также информацию редких тогда американских публикаций, находил относительные значения упомянутых характеристик и рассматривал возможные их изменения в применении к составным ракетам. Кроме того, им разрабатывались и возможные компоновки составных ракет различных типов.
И.М. Яцунский создал методику приближенных расчетов движения составных ракет на активном и пассивном участках их полетов с учетом влияния на движение центрального поля тяготения, атмосферы и вращения Земли. По этой методике на основе результатов весового анализа ракет он проводил расчеты различных вариантов составных ракет. Целью этих исследований являлось определение оптимальных значений основных конструктивно-баллистических параметров, которые обеспечивали бы наименьший стартовый вес такой ракеты при заданных полезной нагрузке и дальности полета.
А.В. Брыков и Л.Н. Солдатова изучали возможные схемы и средства соединения ступеней составных ракет. Такие средства должны были обеспечивать надежное сочленение ступеней при их работе в составе ракеты и безопасное их отделение после выработки топлива. Проводилась также проектная разработка экспериментального пакета из трех ракет Р-2.
Мне И.М. Яцунским было предложено для начала изучить применяемый метод приближенного расчета траекторий полета составных ракет, попытаться упростить его и повысить точность расчетов. Эту задачу мне удалось достаточно быстро решить, и некоторое время вместе с И.М. Яцунским я проводил по новой методике исследовательские расчеты ряда типов составных БР.
Ракеты Р-1 и Р-2 имели аэродинамические стабилизаторы и были статически устойчивыми при полете в атмосфере. На составных ракетах от аэродинамических стабилизаторов явно целесообразно было отказаться. В связи с этим возникала проблема обеспечения устойчивости движения таких ракет. Изучением движения статически неустойчивых ракет и выработкой необходимых мер для обеспечения их устойчивости занимались Б.С. Разумихин и Г.Ю. Максимов. Ими в итоге была теоретически показана возможность достижения устойчивости таких ракет и предложены необходимые меры по перенастройке их автоматов стабилизации. Л.Н. Солдатова в тот же период для оценки величин аэродинамических возмущений проектировала модели составных ракет и выполняла их продувки в аэродинамических трубах.
Одной из важных проблем являлось обеспечение нужной точности полета ракеты на активном участке. Г.Ю. Максимову и мне было поручено изучить влияние возможных возмущений на отклонения траектории БР и рассмотреть возможности его уменьшения. Такие исследования мы проводили в линейном приближении и рассматривали различные методы управления боковым движением ракеты и моментом выключения ее двигателя с целью уменьшения погрешностей точек падения ее ГЧ. При этом рассматривалась возможность использования для этих целей как наземных измерительных радиосредств, так и бортовых инерциальных систем. Полученные результаты показали возможность и пути обеспечения приемлемой точности полета межконтинентальных ракет.
Г.Ю. Максимов изучил также в 1950 г. теоретические условия оптимальности выведения спутников на круговые орбиты разной высоты и показал, что на орбиты высотой, большей 300 км, спутник выгодно выводить в два этапа. Сначала с помощью ракеты он доставляется в нижнюю точку эллиптической орбиты, а затем в ее апогее ИСЗ придается дополнительный импульс для перевода его на круговую орбиту с высотой, равной высоте апогея переходного эллипса. Впоследствии такой переходный эллипс был назван эллипсом Гомана.
Я.И. Колтунов с самого начала увлекся решением сложных проблем динамики старта составных ракет и определения требований к стартовому комплексу. Он исследовал различные возможные схемы стартовых комплексов и оценивал их характеристики. Этими вопросами он занимался во все время пребывания в группе М.К. Тихонравова.
Михаил Клавдиевич поручил О.В. Гурко изучать вместе с И.М. Яцунским проблемы защиты головных частей межконтинентальных ракет от аэродинамического нагрева при их движении в атмосфере на нисходящем участке траектории. Рассмотрев ряд способов теплозащиты, они обратили внимание на возможность защиты путем выдавливания охладителя (например, воды) через пористую поверхность в пограничный слой потока, обтекающего объект. Такая теплозащита оказалась эффективной за счет не столько отбора охладителем тепла от горячего потока, сколько за счет перестройки пограничного слоя, значительно уменьшающей количество тепла, передаваемого к поверхности. Позже О.В. Гурко стал проводить экспериментальные продувки охлаждаемых моделей с целью подтверждения указанных закономерностей. Этими проблемами он занимался несколько последующих лет. Однако устройство такой тепловой защиты конструктивно оказывалось непростым. Поэтому в ОКБ С.П. Королева применили другое конструктивное решение: защищаемая поверхность покрывалась специальной обмазкой, которая при нагреве испарялась, чем и достигался эффект, подобный отмеченному выше.
Работы по изучению различных проблем создания составных ракет продолжались в группе Михаила Клавдиевича до 1953 г. Результаты всех исследований регулярно высылались в ОКБ С.П. Королева. Мало известно, что в начале 50-х годов группой были подготовлены и М.К. Тихонравовым представлены в Правительство СССР два докладных письма, в которых аргументирование указывалось на возможность создания составных баллистических ракет, способных доставлять боевые грузы на межконтинентальные и большие дальности. Вероятно, эти письма сыграли определенную роль в принятии Постановления правительства о создании составных баллистических ракет.
Конечно, доклады М.К. Тихонравова в 1948 г. и последующие работы сотрудников группы не определили конкретный проектный облик будущей первой советской составной ракеты Р-7, для этого нужен был огромный труд коллективов ОКБ-1 и его смежных организаций. Однако в результате выполненных исследований были показаны возможности решения многих основных проблем создания составных ракет, очерчено поле рациональных значений основных характеристик, рассмотрен ряд возможных компоновок составных ракет. Все это позволило уже на самых ранних этапах разработки Р-7 оценить ожидаемые значения ее характеристик, а также возможности по выводу на орбиты искусственных спутников Земли. Эти результаты уже в начале проектных проработок облика межконтинентальных ракет обеспечили возможность С.П. Королеву принятия ряда принципиальных решений, таких, как выбор для доставки боевых грузов на большие дальности (порядка 10 000 км) баллистических составных, а не крылатых ракет, также рассматриваемых в то время; пакетной схемы составной баллистической ракеты для дальнейшей проработки и т.п.
К 1953 г. С.П. Королев принял основные решения по межконтинентальной баллистической ракете Р-7, и в ОКБ-1 и его смежных предприятиях развернулись соответствующие широкие опытно-конструкторские работы.
В связи с развертыванием работ над Р-7 возникла проблема организации и обеспечения ее летных испытаний. Комплекс вопросов, которые необходимо было при этом рассмотреть и решить, был велик. Для их исследования в НИИ-4 в 1953 г. была утверждена специальная тема, и к работам, кроме группы М.К. Тихонравова, были привлечены сотрудники и других его подразделений. В рамках группы М.К. Тихонравова И.М. Яцунским и мной осуществлялись расчеты и анализ ряда возможных трасс испытательных запусков составных ракет. А.В. Брыков проработал метод определения движения БР по результатам угловых и дальномерных измерений и решил задачу об оптимальном расположении относительно трассы полета наземных пунктов измерений и др. Однако группа М.К. Тихонравова в 1953-м и последующие годы основной акцент в своих исследованиях перенесла в другую, более близкую ей область.
Как-то в начале 1953 г. я и Г.Ю. Максимов обсуждали вопрос о том, что к конкретным работам по созданию составных ракет уже подключились различные организации и что поисковая работа нашей группы в этом плане становится не очень нужной. Сразу же возникла мысль о том, что пора направить основные наши усилия на анализ проблем создания ИСЗ. Тут же мы набросали черновик плана дальнейших исследований по созданию автоматических и пилотируемых спутников. Конечно, сегодня он выглядит достаточно простым, но в тот период идеи, заложенные в него, нас окрылили. Мы немедленно рассказали обо всем этом Михаилу Клавдиевичу, он нас горячо поддержал и попросил сделать план более детальным, а на его основе разработать предложение об открытии в НИИ-4 научно-исследовательской темы по обоснованию возможностей и путей создания искусственных спутников Земли. Такие предложения с участием всей группы были подготовлены, и М.К. Тихонравов доложил их руководителям института и Управления ракетного вооружения ГАУ.
Предложение Михаила Клавдиевича об открытии специальной НИР по этой проблеме, поддержанное С.П. Королевым, при активном участии заместителя начальника НИИ-4 Г.А. Тюлина было принято командованием (А.И. Соколов), и в 1954 г. первая такая тема под номером 72 стала в институте реальностью. Научным руководителем работ был назначен М.К. Тихонравов, ответственным исполнителем И.М. Яцунский. Мы все отвечали за различные разделы темы. Утверждение темы явилось прямым свидетельством признания идей и результатов усилий М.К. Тихонравова и его группы.
В рамках темы 72 было запланировано комплексно исследовать инженерными методами все основные неясные и проблемные вопросы создания ИСЗ и наметить пути их решения, причем должны были быть рассмотрены как относительно простые неориентированные спутники, так и способные ориентироваться и разворачиваться в пространстве и совершать маневры на орбите. Надо отметить, что некоторые проблемы создания спутников анализировались в группе неофициально и раньше, полученные результаты использовались в теме 72. Работы в группе велись в следующих направлениях. Во-первых, исследовались траектории выведения искусственных спутников Земли на разные орбиты. И.М. Яцунским и мной разработанные ранее практические методы расчета траектории составной ракеты были модернизированы применительно к выведению ИСЗ на орбиты разной высоты. По таким методикам нами производились оценочные расчеты весов спутников, которые могли бы быть доставлены на орбиты ракетами типа Р-7.
Вторым неясным вопросом было влияние ошибок выведения спутников на элементы реализуемых орбит. Надо было установить, достаточна ли точность работы систем управления межконтинентальных баллистических ракет для того, чтобы вывести спутник на орбиту, близкую к требуемой, не приведут ли возможные ошибки к быстрому его падению на Землю. С этой целью Г.Ю. Максимов оценил влияние таких ошибок на возможные отклонения элементов орбиты спутника при непрерывном активном участке полета РН. Мной была выполнена такая же работа применительно к «разрывному» участку выведения ИСЗ. В итоге было показа- но, что точность работы систем управления МБР достаточна для вывода ИСЗ в космическое пространство.
Далее, нужно было проанализировать, как влияют на орбиту ИСЗ основные возмущения при длительном его полете. Эти вопросы исследовали Г.Ю. Максимов и И.М. Яцунский. Первый изучал влияния нецентральности поля Земли за счет ее эллиптичности, притяжений со стороны Солнца и Луны, а также остатков атмосферы Земли на невысокие орбиты спутников, а второй — влияние на орбиту ИСЗ высших гармоник поля тяготения Земли.
в результате были выявлены условия допустимости всех этих воз- мущений и оценены их величины.
Одной из волнующих в тот и последующие периоды являлась проблема обеспечения встречи двух ИСЗ на орбите с целью их стыковки. Хоть мы уже неплохо знали законы орбитального движения, однако возможность сближения двух КА, перемещающихся со скоростями около 8 км/с, эмоционально нелегко было принять. Ведь даже для артиллерийских снарядов, летавших со скоростями 1,5-2 км/с, вопрос об их встрече на траектории никогда не ставился. Мною, на основе найденных ранее соотношений между ошибками работы системы управления и отклонениями орбиты на разрывном участке выведения КА, была рассмотрена и показана возможность мягкой встречи двух аппаратов на орбите. В порядке постановки анализировалась также задача об управлении движением с целью сближения.
Важнейшей стороной обеспечения полета спутника является контроль элементов его орбиты. Для этого необходимо предусмотреть измерения параметров движения ИСЗ по орбите и разработать соответствующий метод определения ее элементов по этим данным. Проанализировав особенности полета ИСЗ, И.М Яцунский и Г.Ю. Максимов еще в 1953 г. решили использовать опыт и методологию астрономической науки. Они разработали соответствующий метод, в основу которого были положены законы орбитального движения и метод наименьших квадратов. Исследования этого вопроса были продолжены, и позже результаты проработок этого метода были применены при разработке эскизного проекта наземного командно-измерительного комплекса.
Во время движения спутника для решения разного рода задач необходимы определение и стабилизация положения его осей в пространстве, а также развороты спутника для того, чтобы оси заняли нужное положение. Облик аппаратуры и систем, которые обеспечивали бы эти функции, в тот период были неясными, и эти вопросы необходимо было изучить. Такими исследованиями занялся Г.Ю. Максимов. Он рассмотрел возможности ориентации ИСЗ по наблюдениям Солнца, Луны, Земли, а также ярких звезд, изучил требования, которым должны удовлетворять приборы, используемые для ориентации спутника. Были исследованы также гироскопические системы, позволяющие запоминать опорные направления в пространстве и обеспечивать задаваемые развороты спутника (в последних разработках принял участие также и автор доклада). В результате был намечен возможный облик системы ориентации и разворотов ИСЗ в пространстве и оценены ее характеристики.
Важным вопросом обеспечения функционирования спутника являлось снабжение его устройств электроэнергией. Химические батареи были слишком массивны и для работы на борту вряд ли могли быть применены в качестве основного источника энергии. Естественно, возникло намерение использовать каким-то образом солнечную радиацию. Анализ вопросов энергообеспечения ИСЗ был поручен Л.Н. Солдатовой. Она рассмотрела возможность создания для ИСЗ источника электроэнергии, действующего за счет использования нагрева Солнцем и охлаждения космосом, проконсультировавшись по этому поводу у известных советских физиков. Источник на основе термопары оказался недостаточно эффективным, но физики обратили ее внимание на фотоэлементы. В ходе исследований удалось показать, что источник на базе фотоэлементов может оказаться приемлемым, и получить первые оценки его характеристик. В дальнейшем такие источники энергии применялись на очень многих ИСЗ.
Другим важным и в какой-то мере неожиданным оказался вопрос о том, как и куда девать тепловую энергию, выделяемую различными приборами спутника и получаемую за счет его нагрева Солнцем и Землей. Ведь сколько энергии потребляется спутником и поступает извне, столько же нужно было каким-то образом отвести от него во избежание перегрева. Анализом и решением этих вопросов занимались И.М, Яцунский и О.В. Гурко. Они исследовали условия поглощения спутниковой поверхностью радиации от Солнца и Земли и излучения внутренней теплоты в космическое пространство, обрисовали систему специальных покрытий поверхности спутника и жалюзи. Открытие и закрытие жалюзи, изменяющие эти условия, позволяло регулировать тепловой режим внутри ИСЗ. Были также выработаны требования к системе внутренней принудительной вентиляции. Все это дало возможность наметить пути решения этого вопроса и оценить характеристики такой системы.
Известно, что на Землю падает множество мелких и крупных метеоритов. Предполагалось, что в околоземном космическом пространстве могла накапливаться космическая пыль. Поэтому возникал вопрос, насколько движущиеся с большими скоростями метеориты и мелкие метеорные частицы представляют опасность для ИСЗ. А. В. Брыков оценил вероятность столкновения со спутником метеоритов различных размеров и скоростей. Было показано, что такая вероятность невелика и ею можно пренебречь. Сорокапятилетний опыт космических полетов подтвердил эту оценку.
Михаил Клавдиевич много внимания уделял изучению проблем возвращения на Землю беспилотных и пилотируемых спутников. Напомню, что О.В. Гурко и И.М. Яцунский занимались решением проблемы теплозащиты при высокоскоростном полете в атмосфере Земли путем выдавливания охладителя через пористую поверхность спутника в пограничный слой. Они разработали соответствующие методики расчетов потоков охладителя для поддержания нужного температурного режима поверхности. Мной было рассмотрено влияние на требуемое количество охла- дителя изменений параметров траекторий планирующего спуска и геометрических характеристик спутника одной из возможных форм.
Мне также было поручено рассмотреть зависимости действующих на спутник перегрузок от параметров траекторий и основных характеристик объекта при баллистическом и планирующем способах его спуска. Анализировались также возможные отклонения точки посадки спускаемого аппарата от расчетной. В последнем случае изучался в основном баллистический способ спуска. Г.Ю. Максимов исследовал влияние погрешностей реактивного торможения ИСЗ при его сходе с орбиты, мной изучалась зависимость точности посадки аппарата от случайных колебаний плотности атмосферы и ошибок аэродинамических коэффициентов.
Позже, в 1958-1959 гг., на основе оценок рассеивания точек приземления кораблей типа «Восток» с учетом других предъявля- емых требований мною были разработаны рекомендации по выбору размера и расположения района возможных посадок пилотируемых кораблей. Наиболее удобным оказался район Северного Казахстана. Рекомендации были приняты и помещены в эскизный проект наземного командно-измерительного комплекса для кораблей «Восток».
Выполняемые по теме 72 работы позволяли оценить значения массово-геометрических и энергетических характеристик основных агрегатов и систем ИСЗ. Для оценки обликов спутников в целом разрабатывались возможные компоновки и сводные характеристики спутников в двух вариантах — неориентированного (ему присвоили индекс «объект Д») и ориентированного («объект ОД»). Компоновка первого исследовалась А.В. Брыковым и Л.Н. Солдатовой, а второго - В.Н. Галковским. Эта разработка показала, что такие объекты, как «Д» и «ОД», могут быть созданы и выведены на орбиту с помощью ракеты Р-7, что можно считать одним из принципиальных результатов работ группы.
Все получаемые данные исследований оформлялись в виде научно-технических отчетов и высылались в ОКБ С.П. Королева, где были использованы. Сергей Павлович высоко ценил работы группы; так, в тезисах доклада по разработке эскизного проекта искусственного спутника Земли он пишет: «Особо должны быть отмечены первые работы М.К. Тихонравова и его группы». Основные результаты, полученные в теме 72, позже были изложены в нашей монографии.
Работы над искусственными спутниками Земли велись очень интенсивно, и уже в 1954 г. пути решения основных проблем и возможные характеристики будущих ИСЗ были определены. На основе этих материалов Михаил Клавдиевич дал указание группе подготовить для Правительства СССР докладную записку «Об искусственных спутниках Земли». Проект такой записки был подготовлен, и М.К. Тихонравов доложил проект С.П. Королеву и М.В. Келдышу. Последний попросил своих сотрудников Д.Е. Охоцимского и Т.М. Энеева также принять участие в подготовке докладной записки с учетом результатов исследований, полученных ими. Итоговый вариант записки был подписан М.К. Тихонравовым и представлен в 1954 г. С.П. Королевым в Правительство СССР. Как известно, на основании этой докладной записки, а также предложения С.П. Королева о запуске первых искусственных спутников Земли с помощью ракеты Р-7, в 1956 г. было принято правительственное постановление, согласно которому ОКБ С.П. Королева поручалось создать и запустить ИСЗ с использованием упомянутой ракеты, определялся порядок работ и кооперация смежных организаций для решения поставленной задачи. НИИ-4 Минобороны, в котором работала группа М.К. Тихонравова, становился, согласно данному постановлению, головной организацией по проектированию и развертыванию наземного командно-измерительного комплекса для обеспечения полетов искусственных спутников Земли. Результаты работ сотрудников группы Тихонравова в этой области были использованы при разработке эскизного проекта комплекса для первых ИСЗ.
Год 1956-й стал годом окончания работы группы М.К. Тихонравова в НИИ-4. Нужно отметить, что группа административно никогда не выделялась в самостоятельное подразделение. Она включалась в различные отделы института. Однако вследствие большого авторитета Михаила Клавдиевича в научно-тематичес- ком отношении группа была самостоятельна. В связи с развертыванием работ над спутниками в ОКБ С.П. Королева в 1956 г. перешли Л.Н. Солдатова, Г.Ю. Максимов, а затем и М.К. Тихонравов, создав там знаменитый отдел № 9. В НИИ-4 из группы Михаила Клавдиевича остались к этому времени только И.М. Яцунский, А.В. Брыков, О.В. Гурко, В.Н. Галковский и автор доклада, вошедшие во вновь созданную лабораторию № 14, начальником которой был назначен П.Е. Эльясберг. Ее пополнили новые сотрудники из смежных подразделений института и молодые специалисты. В преддверии запуска первого искусственного спутника Земли в сентябре 1957 г. состоялась по инициативе С.П. Королева юбилейная научно-техническая конференция отделений технических и физико-математических наук АН СССР, посвященная 100-летию со дня рождения К.Э. Циолковского и развитию его идей. Командование НИИ-4 поручило сделать доклады на этой конференции И.М. Яцунскому и мне. И.М. Яцунский подготовил доклад о влиянии геофизических факторов на движение спутника, а мной был подготовлен доклад «Исследование условий спуска искусственного спутника на Землю». На конференции присутствовали многие ученые, в том числе президент АН А.Н. Несмеянов, С.П. Королев, В.П. Глушко и др. Сделанные доклады были опубликованы.
31 декабря 1957 г. в связи с созданием ракеты Р-7 и успешным запуском первого искусственного спутника большой группе ученых и инженеров в Кремле вручались Ленинские премии СССР. Были среди них и члены группы - М.К. Тихонравов, И.М. Яцунский, И.К. Бажинов и А.В. Брыков. М.К. Тихонравов позже был удостоен звания Героя социалистического труда. Г.Ю. Максимову Ленинская премия была присуждена несколько позже — за участие в создании первых автоматических лунных аппаратов.


this page is assembled by Sergey V. Andreev 2005 © andreev_s@aport.ru