КРАТКИЙ ОЧЕРК НАУЧНОЙ, ИНЖЕНЕРНО-КОНСТРУКТОРСКОЙ, ПРОФЕССОРСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ А.И. ПУТИЛОВА

Агавельян С.Д.

Александр Иванович Путилов - великолепный авиационный конструктор, сумевший подчинить авиации сложнейший конструкционный материал - нержавеющую сталь, был признан в узком кругу авиационной общественнюсти, но в настоящее время о нем уже забыли.
Так у нас в стране повелось, что авторитет знаменитых конструкторов возвышался до предела, а другие, не менее плодотворные конструкторы, предавались забвению. Это происходило по "настроению" руководящей верхушки общества. Естественно это также результат ограничения действий централизованно управляемых средств массовой информации. Забвение Путилова - это потеря для науки нашей страны. Желательно этот пробел как-то посполкить.
Заслугой А. И. Путилова является то, что он сумел в короткие сроки организовать производство самолётов из нержавеющей стали. Не опытное, а серийное производство. Более двухсот самолетов, находившихся в эксплуатации на линиях гражданской авиации, показали надежность конструкции этих самолетов. Если А.Н. Туполев считается автором внедрення дуралюмина в самолетостроении, то Александр Иванович- первопроходец стального самолетостроения. Современные требования к летательним аппаратам вновь вызвали применение нержавеющей стали в авиастроении.
А. И. Путилов родился 21 апреля 1893 г. в городе Радоме в Польше, где его отец служил офицером в 7-й артиллерийской бригаде. В 1900 г. отец вышел в отставку в чине генерал-майора и поселился с семьей в своем имении Тамбовской губернии Елатамского уезда при деревне Казановке, где и умер в 1920 г.
Александр Иванович в 1910 г. окончил 3-й Московский Кадетский корпус н «10 кошсурсу поступил и МПТУ на механический факультет, где и состоялось ^го знакомее но с П.Е. Жуковским.
В 1916 г. он был определен Жуковским сотрудником Авиационного расчетно- испытательного бюро (АРИБ). Он принимал участие в проектировании аэродинамической трубы для лаборатории МТУ, с А.Н. Туполевым строил
первый глиссер с водяным винтом, давиший при испытании очень высокую скорость- 75 км/ч.
Путилов окончил МВТУ в 1920 г. В декабре 1918 г. Жуковскпй пригласил его работать во вновь организованный институт (ЦАГИ) научным сотпудником, где Александр Иванович совместно с А.Н. Туполевым, И.И. Погосским, В.М. Петляковым Аппаппояцош отдел (АО ЦАГИ). На пермод болезни Туполепа он работал под рукоподством профессора В.П. Ветчинкина, занимался аэродннпмическим расчётами самолета DH-4, принимал участие в разработке методов расчета на прочность и динамки полета. После позвращення Туполена в ЦАГИ Александр Иванович опять перешёл в Авиационный отдел, впоследствии названный АГОС (авиация, гидроавиация, опытное строительство), что по сути дела и стало Опытно-конструкторским отделом ЦАГИ, руководимым А.Н. Туполевым.
Продолжая заниматься конструкторской деятельностью, он стал ближайшим помошником Туполева по постройке цельнометаллических глпссеров аэросаней и самолетов, имеишх название "АНТ", вплоть до всемирно известного многомоторного тяжелого цельнометаллического бомбардиропщика - моноплана АНТ-6 (ТВ-3),
В 1922 г. Александр Иванович был приглашен в Военно-воздушную академию им. Н.Е. Жуковского руководителем дипломного просктирования самолетов. В области подготовки новых кадров он проявил особые способности, проработав много лет со студентами-дипломниками. Им был составлен пробный раздел методического атласа проектирования самолетов. Атлас был одобрен бюро новой техники н коллегией редакторов Оборонгиза.
В 1931 г. по поручению правительства А.И. Путилов был назначен Главным конструктором нового самолетостроительного ОКБ по постройке самолетов из нержавеющсй стали. Умело организовав работу коллектива конструкторов, он к 1932 закончил создание опытного самолета "Сталь-2" из нержавеющей стали, который имел хорошие летно-технические данные. Для серийного производства 200 самолетов "Сталь-2" в Тушино был построен завод № 81.
Помимо этого, конструкторское бюро А.И. Путилова приложило много усилий для организации холодного проката нержавеющей стали на металлургическом заводе "Серп и Молот".
Первый серийный самолет "Сталь-2" в 1932 г. экспонировали на Парижской псемирной авиационной выставке, а в 1935 г. на Миланской выставке был показан новый самолет "Сталь-3". Эти самолеты получили высокую оценку, как образцы нового конструкторского решения.
Самолет "Стапь-З" серийно строился в количестве 80 экз., на нем были осуществлены новые конструкторски решения: установлен элерон-закрылок и шобый капот с профнлированной щелью для улучшения охлаждения днигаеля. Эти самолеты эксплуатнропались на линиях ГВФ и показал хорошую надёжность и простоту ремонта.
А.И. Путилов проявил хорошие органзаторские способности, сплоит колектив ОКБ, который показал образец слаженной работы. Он проводил также большую обтественную работу- принимал учтете о конфереициях. воспитывал кадры конструкторов, мобилизовал коллектив на досрочное ныполнение заданий правительства.
В 1937 г. в ОКБ Путилова был спроектирован и построен опытный самолет "Сталь-11" смешанной конструкции (каркас из нержавеющей стали, обшвка из бакелитовой фанеры) с целью проверки возможностп еоздания монококовых конструкций для самолётов с большиими скоростями полета. Примененный на этом самолете новый тип взлётно-посадочных щитков а дальнейшем получил название "щитка ЦАГИ".
В том же 1937 г. А.И. Путилов был назначен Главным конструктором и Главным инженером дирижаблестроения я ему была поручена работа по по- стройке советского жесткого дирижабля объёмом 100000 мЗ типа "Цеппелин".
С 1939 по 1943 гг. Путнлов работал и ОКБ В.М. Петлякова, где активно уча- стпояал п проектиронании и постройке пикирующего бомбардпрошцика Пе-2.
С 1943 по 1951 гг. он занимался педагогической работой и Военно-Воздушной инженерной академии им. Н.Е.Жуковского.
В 1944 г. А.И. Путилов предсавил в ЦАГИ проект самолета с треугольным крылом для достижения сперхзвуковой скорости. Были проведены продувки моделей п аэродинамической трубе.
Помимо упомянутых пыше работ, с 1931 по 1951 гг. Путиловым были проведены следующие научно-конструкторские разработки:
  • - конструктивная модель дирижабля К.Э. Циолковского;
  • - проект дирижабля с гладкой металлической оболочкой, с постройкой опытного отсека дирижабля;
  • - "Сталь-5" - самолёт-"бесхвостка" Был осуществлен удачный полет летающей двухмоторной модели "Сталь-5" с одним летчиком и 20 кг топлива;
  • - авиетка "Авиатурист", спроектированная по заданию ОСОАВИАХИМа для воздушной связи в пределах района и перспозки одного или двух пасса- жиров. По конструкции это был моноплан с дпумя моторами и, впервые в Советском Союзе, с трехколесными шасси. Самолет строился в учебных мастерских ВВИА им. Н.Е. Жуковского;
  • - проект и постройка перпых декоративных звезд большого размера, взамен орлов, на Кремлевские башни в Москве;
  • - техническая помощь архитектору Л.Н. Душкину по отделке нержавеющей сталью станции метрополитена "Маяковская";
  • - проект-макет методического атласа, раздел "Проектирование, самолетов". Впоследствии атлас был одобрен Бюро новой техники ЦАГИ и коллегией ре- дактороп Оборонгиза.

  • В 1955 г. А.И. Путилов вновь перешел на конструкторскую работу и ОКБ А.П. Туполева. В 1956 г. ему была поручена организация филиала ОКБ при Куйбышевском авиационном заводе. Филиал был организован,-и с 1956 по 1959 гг. были выполнены следующие работы:
  • - постройка межконтинентального самолета Ту-116 для правнтсльстиенных делелегаций (на базе самолета Ту-95);
  • - проектнропапие хпостопою оюека самолета Ту-114;
  • - просктирппанчс и попропка летающеп лаборатории на базе самолета Ту- 95 для 11СПЫТ1П1ИЯ дпигатсля НК-6;
  • - проектиропаиге, постропка макета и пнедрение в серию военно-транспор тпого варианта самолета Ту-! 14;
  • - проектирование и постройка на серийном заводе самолета Ту-126 длн дальнего радиолокационного обнаружения самолстоп противника.
  • Все упомянутые работы были успешно ныполнены филиалом ОКБ. Были созданы кадры конструктороп, расчетчиков и испытателей. Филиал вырос ь полнокровное конструкторспое бюро.
    В 1961 г. А.И. Путилову была поручена организация филиала ОКБ на Воро нежском авиациониом заходе. Филиал был организован, Л.И. Путилов был на значеи его начальником, где он работал до 1970 г. Там под его руководством были проведены следующие работы:
  • - проектирование, постройка и передача в серию учебного вариаптя самоле та Ту-128 (Ту-128 УТ), а также бодыной комплекс работ по этому самолету.
  • - проектирование и постройка стенда средств спасения самолета ТУ-144;
  • - работы по внедрению в серию Ту-144. При проектированик ряда агрегатои их вес был снижен на 8 %.
  • Под руководством А.И. Путилова в филиале ОКБ велись работы по созда нию облегченных узлов и деталей принципиально новой конструкции с про гресснпиой технологией и ряд других научно-конструкторских разработок.
    Деятельность Путилова в авиационной промышленности и по подготовке технически грамотных конструкторских кадров была высоко оценена Советским правительством, он был награжден: Орденом Ленина (1931), орденами "Красной Звезды" (1940), "Отечественной войны" II степени (1945), "Трудового Красного знамени" (1971) и медалями, отмечен благодарностями в приказах.
    Долгие годы совместной работы позволили автору этих строк понять прин- ципы жизни и деятепыгосги А.И. Путилова. Я бы назвал его человеком двух эпох: родился в XIX в„ работал в XX в. Он пережил эпопею русско-японской войны, революцию 1905 г., первую мировую войну, две революции 1917 г., гражданскую войну, коллектнпизацию п индустриализацию, вторую мировую войну, два раза без вины был репрессирован... Пережив взлеты и падения, он прожил жизнь несгибаемим, подным энергии и желания создавать новую технику для своей страны.
    Эта твердость духа была результатом воспитания в потомственной семье русского офицера, учебы в Кадетском корпусе и того, что у человека была цель - служение Родине.
    Россия должна помнить своих сыновей, создавших целую эпоху и становленни и развитии авиационной техники.