ПЕРЧОНОК Михаил Григорьевич
БЛАГОДАРНОСТЬ ЛЮДЯМ
Родился в 1919 г. в Белоруссии. В 1936 г. поступил в Московский авиационный институт. В мае 1941 г. направлен на производственную практику на завод им. Сталина. С началом войны вместе с заводом эвакуиро-ван в Куйбышев. С 1941 по 1994 г г. работал: техноло-гом, мастером, старшим технологом, нач. тех. отдела, комсоргом завода, начальником цехов № II, 23,25,32, 17, 15, нач. производства завода, зам. директора завода по производству. С 1979 по 1994 г., будучи пенсионером, продолжал работать инженером бюро. С 1994 г. инвалид 1 группы.
Награжден орденом Ленина, двумя орденами Трудового Красного Знамени. Является лауреатом Государственной премии.
Я - пожилой человек, прошедший большой трудовой путь, сейчас, оглядываясь назад, с чувством уважения вспоминаю тех, кто работал рядом со мной все эти годы. У одних я учился умению решать сложнейшие задачи производства, других лично наставлял, видя в них незаурядные способности руководителей или исполнителей. Многих из них уже нет в живых, но пусть эти воспоминания напомнят их наследникам о том, что жизнь этих людей была отдана службе Отечеству. В коротких воспоминаниях не перечислишь всех имен и фамилий, которых было в каждом коллективе десятки и сотни, а порой и тысячи. Я благодарен своей судьбе за то, что рядом со мной находились такие люди. Да простят меня те, чьи имена не упомянул в своих воспоминаниях. Руководитель - это тот катализатор, который должен наладить пошатнувшееся производство. Мне в жизни в этом отношении повезло, и я на каждом доверенном мне участке работы, совместно с доверенным мне коллективом, выходил победителем. Меня неоднократно направляли в коллективы, которые, попав в полосу невезения, ставили под угрозу срыва производственные задания. Как правило, состав работающих оставался прежним. Я внимательно присматривался к людям и находил в каждом те или иные способности, давал им возможность проявиться на деле. От нежелающих или не умеющих работать иногда приходилось решительно избавляться. Но такое "хирургическое вмешательство" делалось крайне редко. Важно было своевременно человека поправить. Возглавляя многие производственные коллективы, я вовсе не был "добрым дядей", так как обстановка не позволяла расслабляться, да и по характеру я человек требовательный, люблю во всем честность, порядочность и безупречную исполнительность. Я старался эти черты и в себе развить, и требовал этого от подчиненных. За полвека моей работы на заводе сменилось пять директоров. Каждый из них - это, прежде всего. Личность, внесшая свой вклад в дело развития и строительства авиационной и космической техники.
Особенно хочется рассказать о моей работе в комсомоле с 1943 по 1946 годы. Комсомол всегда был верным помощником нашей партии. Большая комсомольская организация, как на заводе им. Сталина, в годы войны находилась на передовом рубеже строительства самолетов. В 1943 г. к 25-летию ВЛКСМ по инициативе комсомольцев завода были изготовлены сверх плана три эскадрильи самолетов Ил-2 и бесплатно переданы комсомольским экипажам летчиков. Цеховые комсомольские организации возглавляли истинные энтузиасты, способные вести за собой производственную молодежь. Такими были Ратников, Васильев и многие другие. В цехе № 11 моей опорой в работе были: зам. нач. цеха Гайдуков, нач. ПДБ П. П. Синюков, мастер Князев; в цехе № 23 - зам. нач. цеха М. Ф. Мельник, зам. по производству Лисицин, нач. ТО Бутенко, нач. ПДБ Сидоров, ст. мастер Гуженков и др.; в цех幦 25 - нач. ТО В. Н. Ментю-ков, ст. мастер П. П. Саморуков, А. И. Филиппов, Волокитин. Позднее молодые инженеры Ментюков и Саморуков выросли до главных специалистов завода: Ментюков стал главным инженером, а Саморуков его заместителем.
На аэродроме в цехе № 17 ведущими специалистами в то время были инженеры А. М. Солдатенков и Егоров, зам. по летной части подполковник А. И.Сутя-гин, зам. нач. цеха А. П. Горбунов; в цехе № 32 - замы начальника Алексеев и Романов; в цехе №15 зам. нач. цеха А. Я. Леньков, позднее ставший директором завода, ст. мастера Е. Т. Грызлов и А. И. Киселев, бригадиры монтажников В. П. Малина и Паткин. Как начальнику производства завода мне большую помощь оказывали начальники цехов и отделов Г. А. Садовников, Д. К. Плещук, А. И. Иванов, Е. В. Афанасьев, В. Н. Ментюков, П. П. Саморуков, А. М. Голубев, Н. П. Родин, Ю. А. Цибров, А. С. Зернов, В. Г. Селезнев, Л. 3. Езерский , В. И. Селиверстов.
Все эти люди отдавали себя целиком и полностью выполнению заводских планов. Своим примером они вдохновляли доверенные им коллективы. Я искренне благодарен всем им, мы сообща делали одно большое дело. Хочется сказать о самых удивительных людях нашего коллектива, причастных к созданию космической техники, и о наших доблестных космонавтах. Это - большие жизнелюбы, энергичные, находчивые, смелые, с юношеским задором и большим чувством юмора люди. Отрабатывая каждую мелочь, они двигали и двигают нашу науку вперед. К таким людям относятся Сергей Павлович Королев и Дмитрий Ильич Козлов, ведущие специалисты нашей молодой космической техники.
Приходилось видеться с нашими космонавтами Гагариным Ю. А., Титовым Г., Николаевым А,, Быковским В., Терешковой В. и др. Каждый из них-это целая страница в трудовой биографии страны. В моей памяти четко сохранились многие события военного и послевоенного времени. Так, при создании на заводе цеха окончательной сборки ракет, запомнились встречи с С. П. Королевым. Мне неоднократно доводилось видеть и слышать Сергея Павловича, но на этот раз дело касалось моего назначения на должность начальника цеха окончательной сборки. Решение о назначении руководителей цехов принимает директор завода. Цеха, как такового, на заводе пока не было, его предстояло создать на базе прежних цехов № 12и № 17, ранее производивших сборку и испытания самолетов. Было решено присвоить новому цеху номер пятнадцать.
5 марта 1958 г. С. П. Королев проводил на заводе "Прогресс" совещание в кабинете директора завода В. Я. Литвинова с инженерно-техническими работниками. После совещания он по-просил меня остаться и, когда все удалились, познакомил меня с Сергеем Павловичем.
Мне запомнился его пристальный, изучающий взгляд. Он спокойно, без спешки, поинтересовался моей ра-ботой, учебой в институте, семейным положением. Чувствовалось по разговору, что Сергей Павлович во всем, даже в людях, как бы проверяет каждого на надежность и прочность. Когда все, что его интересовало в моей личной и трудовой биографии, было выяснено, он заявил Литвинову: "Этот товарищ подойдет".
Виктор Яковлевич, по-видимому, еще до этой беседы неоднократ-но прикидывал всевозможные варианты ответственного назначения и уже тогда имел в виду меня. Так как Сергей Павлович одобрил решение, Виктор Яковлевич достал из стола подписанный им приказ о моем назначении, и они оба поздравили меня. Я понял, какая ответственность с этого момента ложится на мои плечи. Медлить было нельзя, и я спросил Сергея Павловича:
"А что я должен буду делать?"
На мой вопрос он спокойно ответил:
"Вот приезжай после восьмого марта ко мне в Подлипки и там все узнаешь".
10 марта 1958 г. я прибыл в Подлипки и явился к Сергею Павловичу. Он познакомил меня со своим заместителем Дмитрием Ильичем Козловым и дал срок за одну неделю ознакомиться со все-ми делами и затем обоим явиться к нему. Новая техника была впечатляющей и восхитительной, требования к ней были гораздо выше, чем при производстве самолетов. Через неделю мы с Дмитрием Ильичем явились к Сергею Павловичу Королеву.
Он поинтересовался, как прошло ознакомление с документацией и о моем впечатлении от всего увиденного на этом экспериментальном заводе. Получив положительный ответ, он заявил: "Ваша задача, Михаил Григорьевич, построить цех главной сборки № 15 к 1 октября 1958 г. А я беру на себя обязательство поставлять к этому времени детали и узлы до тех пор, пока ваш завод не освоит их из-готовление своими силами. Посылаю вам Д. И. Козлова в помощники, и вы с ним должны выпол-нить это задание".

Сроки были предельно сжаты. Дни и ночи шла напряженная работа. Необходимо было переоснастить огромный цех. Снимались и резались автогеном старые самолетные стапели, велась полная перепланировка цеха. Задачи были ясны, люди с вдохновением работали по внедрению сложной оснастки для нового изделия. Сергей Павлович четко держал свое слово: следил за поставкой узлов и деталей, неоднократно приезжал на завод, проверял, как идет реконструкция, подготовка к сборке и сама сборка, когда она началась. А его помощник Д. И. Козлов был все время с нами, контролировал каждый наш шаг. Таким остался в моей памяти этот гениальный человек - С. П. Королев. Неизгладимо впечатление от нашей первой встречи. К 1 октября 1958 г. цех № 15 был полностью реконструирован и готов к приему и монтажу ракеты Р-7 . Первые две ракеты были собраны из деталей головного предприятия. С третьей была заминка из-за задержки поставки двигателя. Но 31 декабря 1958 г. в 23.00 завод рапортовал о завершении испытаний третьего изделия.
2 января 1959 г. бригада завода, в составе ответственного от завода М. Г. Перчонка, от ОКБ -Д. И. Козлова, от военной приемки - полковника П. Ф. Киреева, бригады слесарей-монтажников и испытателей во главе с бригадиром В. П. Малиной и инженером А. М. Солдатенковым, поеха-ла на полигон для натурных испытаний собранных заводом изделий. Испытания прошли на вы-соком уровне. Оценка наших ракет со стороны главного конструктора и руководителей воинской части была отличная. После этого завод получил право серийно изготавливать ракеты.


на основе книги Бнзымянка.Строки опалённые войной. Том.2, Книга воспоминаний ветеранов г. Самары.- Самарское отделение литературного фонда России 2000г. Данный материал размещён с согласия авторов.


this page is designed by Sergey V. Andreev 2004 © andreev_s@aport.ru