…Когда по неокрепшему льду Ладоги к блокадному Ленинграду по «дороге жизни»
пошли автомашины, он должен был ехать на одной из первых. Но резкий порыв ветра
сорвал с его головы ушанку. Он спрыгнул с кузова, поднял шапку, бросился бегом
догонять свой грузовик. Свист падающего снаряда, взрыв - и он увидел: машина
вместе с его однополчанами уходит под лед.
Дмитрий Ильич Козлов не любит вспоминать о войне и вообще не любит
рассказывать о себе. «О чем рассказывать? Это сейчас стало модно рассуждать на
всякие темы. А раньше – «секретно», «сов.секретно»…Установлено задание,
установлены сроки – и все, надо работать. Мы и работали, просто работали. О чем
здесь расскажешь?», - так, не начинаясь, чаще всего заканчиваются попытки
завязать разговор о том, как рождались и росли советская космическая наука,
техника, промышленность. А когда Дмитрий Ильич все же находит время для беседы,
то, как правило, диктофон фиксирует не живописный, что называется, волнующий
рассказ. На пленке остается спрессованный концентрат - люди, цифры, события,
факты; сказывается выработанная долгими десятилетиями привычка Генерального
конструктора разговаривать с подготовленными собеседниками, которым не
требуется долгих пояснений и каких-то второстепенных деталей для того, чтобы
понять суть. Однако сейчас, глядя на первый этап развития космического
машиностроения из нового века и нового тысячелетия, без таких деталей всё же не
обойтись.
Говорить в открытой печати о Д.И.Козлове и «изделиях», которые обрели свою
долгую и благополучную судьбу в
Куйбышеве-Самаре, стали в конце 80-х годов. К
тому времени ракетно-космическая отрасль превратилась в одну из стабильно
работающих отраслей народного хозяйства СССР, и пик общественного интереса к
нашим космическим успехам потихоньку сходил на нет. Основные направления
развития советской комической истории были уже обозначены; главные персонажи -
ведущие ученые, входившие в королёвский совет Главных конструкторов – названы.
И для «обычного серийного ракетного завода» из Куйбышева осталось чрезвычайно
скромное место - словно история развития отечественной ракетной техники вообще
и
ракеты-носителя «Союз»,
в частности, полностью сформировалась и триумфально
завершилась в королёвские годы.
Потом, когда ракеты и спутники из Куйбышева-Самары стали одним из товаров,
имеющих спрос на требовательном и перенасыщенном мировом рынке космической
техники, а рекордная статистика удачных пусков «Союза» перевалила за тысячу,
проявился интерес и к личности Дмитрия Ильича Козлова. Однако этот интерес
ограничился сообщением основных фактов биографии: фронтовик, сподвижник
Королёва; и далее – длинный перечень модификаций ракеты-носителя «Союз» и
названий разнообразных спутников.
Вторую половину ХХ столетия отличал высокий динамизм изменений во всех сферах
жизни. И сегодня уже надо делать усилия, чтобы представить наш город и страну
конца 50-х годов – а именно тогда происходило становление будущего Генерального
конструктора. Промышленность, наука, система государственного устройства, даже
бытовые условия жизни людей стали во многим совершенно иными. И очень часто
оказывается, что дистанция, разделяющая равнодушное замечание: «Ну, об этом
знают все!» - и удивленное восклицание: «А разве так было на самом деле?» -
эта дистанция ничтожно мала по времени.
«Отправляя своего ведущего конструктора в Куйбышев, С.П.Королёв поверил в
него», - так обычно начинается повествование о начале серийного ракетного
производства на Безымянке. Однако Сергей Павлович безгранично поверил в Дмитрия
Ильича гораздо раньше - когда обратился к нему в марте 1952 года с просьбой
дать рекомендацию для вступления кандидатом в члены КПСС.
В советские времена нормальное продвижение по служебной лестнице на
определенном этапе требовало от любого специалиста наличия партийного билета.
Эта маленькая книжечка с серой, потом темно-красной обложкой для многих
инженерно-технических работников, ученых, преподавателей и вообще специалистов
с высшим образованием оставалась заветной мечтой – существовал жесткий лимит
приема в КПСС, и предпочтение отдавалось рабочим, колхозникам, рядовым
солдатам, иногда по райкомовской разнарядке предлагалось вступить в партию
студентам или женщинам. «Заслушать на парткоме», «Создать комиссию для
подготовки вопроса на пленум горкома», «Вынести на бюро райкома вопрос о ходе
работ по досрочной сдаче объекта», - тогда это были исключительно действенные и
широко применяемые меры контроля и воздействия на руководителей любой
структуры. В свою очередь, и обращение руководителя-коммуниста в партийные
инстанции – вплоть до ЦК КПСС – могло помочь решению возникавших проблем. И,
конечно, беспартийный не мог быть избран ни в один из руководящих органов КПСС;
не мог и присутствовать на закрытых партийных собраниях.
В августе 1946 г.
С.П.Королёв был назначен начальником отдела № 3 Специального
конструкторского бюро НИИ-88. Отделу было поручено заниматься разработкой
управляемых баллистических ракет дальнего действия. В 1950 году отдел был
преобразован в Особое конструкторское бюро-1 (ОКБ-1). Для руководителя такого
уровня отсутствие партбилета уже становилось тормозом не только в личной
карьере, но и в развитии того направления, которое он возглавлял. Но заветные
«единички» для ИТР райком выделял скупо; принять в партию кого-то из
начальников сверх плана - для этого требовались какие-то сверхважные причины.
В любом парткоме существовала очередь специалистов, желающих вступить в КПСС,
и ожидание могло тянуться годами.
Когда же долгожданный день заполнения анкеты наконец наступал, строгий
секретарь парткома пристально изучал представленные документы, которые готовил
секретарь партбюро первичной организации. И особенно пристально рассматривались
рекомендации – партийный стаж рекомендующего, его должность; партийная
нагрузка; давно ли знаком с рекомендуемым и насколько хорошо знает его по
совместной работе… Потом документы будущих партийных кандидатов рассматривала
мандатная комиссия райкома партии, и, если что-либо оказывалось не так,
секретарь парткома получал нагоняй за плохую работу по росту рядов, по
подготовке достойных кандидатов.
С точки зрения такой мандатной комиссии анкета начальника ОКБ-1 НИИ-88
С.П.Королёва выглядела не слишком привлекательно. Досрочно освобожден из
заключения со снятием судимости в августе 1944 г., награжден за работу во время
войны орденом «Знак Почета», но еще не реабилитирован; официально разведен и
платит алименты на дочку… Оперативно-тактические ракеты Р-1 и Р-2, которые
разработаны под руководством Королёва, пока еще летают недалеко, и не могут
долететь не только до Америки, но и до капиталистических стран Европы, и
атомную бомбу не доставят. Новая ракета Р-5, которая могла покрыть расстояние в
1200 км и была способна нести атомный заряд, только еще готовится к испытаниям
(они начались в 1953 году).
Одну из рекомендаций Королёву дал его старый друг и соратник еще с середины
30-х годов, с времен ГИРДа, главный инженер НИИ-88 Ю. А. Победоносцев, вторую
– Д.И. Козлов, ведущий конструктор ракеты Р-5. Дмитрию Ильичу было тридцать два
года.
Сейчас кажется – а разве могло быть иначе? Разве подчиненный мог отказать
начальнику в подобной рекомендации? Безусловно, подчиненный отказать не мог –
но начальник-то не к каждому мог с такою просьбой обратиться! Тем более, в
начале 1952 года, когда по стране шла послевоенная волна репрессий. Она
коснулась и руководителей ведущих оборонных отраслей, и видных военачальников.
В частности, был арестован министр авиационной промышленности Шахурин,
руководивший авиастроением с 1940 года до завершения Отечественной войны; зав.
отделом авиационной промышленности ЦК ВКП(б) Григорян; командующий ВВС главный
маршал авиации Новиков; маршал артиллерии Яковлев, который всю войну возглавлял
Главное артиллерийское управление…
Докатилась эта волна арестов и до Подлипок. Весной 1952 г. был арестован
начальник НИИ-88 Герой Социалистического Труда генерал-майор Л.Р.Гонор,
руководивший в предвоенные и военные годы крупнейшими артиллерийскими заводами
страны. И никто не мог сказать, кто окажется следующим. Во всяком случае, у
бывшего зэка С.П.Королёва шанс разделить судьбу своего начальника был, конечно,
гораздо более реален, чем у других сотрудников. Естественно, при подобном
развитии событий человек, проявивший политическую близорукость и давший
обвиняемому рекомендацию в партию, также попадал в число подозреваемых.
В книге «Королёв» писатель Я. Голованов приводит слова ближайшего
сподвижника Королёва, В.П. Бармина: «И Королёв, и Глушко были сидельцами, то
есть, людьми, которые сидели, прошли все ужасы репрессий. Это люди душевно
искалеченные, пропитанные страхом, испуганные на всю жизнь. Внешне это могли
никак не проявляться, это сидело в сидельцах очень глубоко». Профессор
В.С.Феодосьев, многолетний консультант ОКБ по вопросам устойчивости, вспоминал
один разговор Сергея Павловича со своими сотрудниками: «Помните, братцы, мы
тратим страшные деньги. После таких неудач ничего не стоит «пришить» нам
политическое дело – сознательную экономическую диверсию. Я эти штуки знаю…»
Понятно поэтому, что далеко не к каждому из своих подчиненных-коммунистов мог
обратиться С.П. Королёв с просьбой написать ему рекомендацию для вступления
кандидатом в члены КПСС! Кроме партийного билета и стажа, этот человек должен
был обладать немалым мужеством и редкостной порядочностью, ибо в тогдашней
ситуации подпись под рекомендацией вовсе не была подобострастным выражением
верноподданических чувств. Подписывая королёвскую рекомендацию, бывший
фронтовик Д.И.Козлов тем самым подтверждал свою готовность разделить судьбу
своего начальника – как бы она ни обернулась. Сейчас нам, живущим в другом
веке, другом тысячелетии и другой стране, нельзя забывать об этом.
ЧЕРТОК Борис Евсеевич, заместитель С.П. Королёва:
У нас в ОКБ-1 Дмитрий Ильич Козлов был прекрасным конструктором. И даже одно
время избирался секретарем партийной организации того отдела, который
возглавлял Сергей Павлович. Но не всегда – поскольку он был секретарем
парторганизации – не всегда у них с Сергеем Павловичем всё получалось. Но в
конце концов Королёв оценил, с кем он имеет дело…
«Козлов очень смелый человек»,- в один голос сказали мне куйбышевцы-ветераны
того самого первого «королёвского» набора. Эта смелость надобилась ему уже в
самые первые его месяцы самостоятельной работы на Безымянке.
Впервые ведущий конструктор ОКБ-1 Д.И.Козлов прилетел в составе группы
специалистов из Подлипок-Калиниграда в Куйбышев 28 февраля 1958 года для
организации конструкторского сопровождения серийного производства
межконтинентальной
баллистической ракеты Р-7, три экземпляра которой должны
были быть изготовлены к концу того же года. Но за этим общеизвестным фактом –
чрезвычайно непростая ситуация, и производственная, и профессиональная:
АРТИЛЛЕРИСТ пришел на АВИАЦИОННЫЙ завод, чтобы организовать производство
МЕЖКОНТИНЕНТАЛЬНЫХ РАКЕТ – изделия, которое нисколько не похоже ни на самолеты,
ни на артиллерийское оружие! И даже на ракету Р-5, ведущим конструктором
которой Д.И.Козлов был в ОКБ-1, «семерка» была не слишком похожа. Специалисты
назовут длинный перечень отличий, мы же отметим главные из них. Другими были
размеры и вес. Иным было топливо – для Р-5, как и для ее предшественниц.
применялась пара «кислород-этиловый спирт», для Р-7 – пара «кислород-керосин».
Для новой ракеты требовался новый стартовый стол. Да и серийные двигатели для
нее только еще предстояло освоить - эта работа началась весной 1958 года на
куйбышевском заводе им. Фрунзе.
Таким образом, на куйбышевском заводе совершенно иным было всё – и размеры
машины, и требования к качеству сборки, и предполагаемые объемы производства. И
потому Д.И.Козлову в первые его куйбышевские месяцы во многих вопросах пришлось
действовать, что называется, на свой страх и риск, быть первопроходцем в
создании серийного ракетного промышленного предприятия. И Сергей Павлович
Королёв мало в чем, вероятно, мог ему помочь.
Опытный завод НИИ-88 в Подлипках-Калиниграде был создан на базе
артиллерийского завода, который выпускал танковые, противотанковые,
корабельные и зенитные орудия. Его переоборудованием в завод ракетного профиля
занимался в 1946-47 г.г. тогдашний директор Л.Р.Гонор. С.П.Королёв возглавлял в
то время один из отделов НИИ-88 и проводил много месяцев на испытательных
полигонах. Поэтому, естественно, общезаводские организационно-производственные
проблемы на его плечах не лежали.
Опыт работы Сергея Павловича в качестве первого руководителя – хозяйственника,
администратора, производственника - к моменту начала ракетостроения в Куйбышеве
был не очень велик. ОКБ-1 и переданный ему опытный завод были выделены из
состава НИИ-88 в августе 1956 года. И, хотя в кратчайшее время С.П.Королёв
создал уникальную кооперацию – 214 заводов, НИИ и КБ, входивших в состав 25
министерств, объединились в производстве межконтинентальной баллистической
ракеты Р-7, однако решение вопросов на самом высоком государственном уровне и
на уровне цеха, участка, рабочей бригады – это совершенно разные сферы
деятельности.
И потому прежде, чем начать перестраивать под новое изделие заводские цехи,
молодому руководителю Д.И.Козлову пришлось начать с «перестройки» собственных
взглядов, принципов, сложившихся навыков.
Леонард Петрович Юмашев в 1941 году учился в Воронежском
авиационном техникуме и был эвакуирован с ним в Куйбышев. Работал на
авиационном заводе, после войны закончил КуАИ и вернулся на предприятие.
- Когда у нас на заводе появился Дмитрий Ильич, я был начальником
группы, у меня в подчинении было 12 человек, - рассказывает Леонард Петрович. –
Вскоре начали формировать группу специалистов для Козлова, я хотел уйти к нему
и был в списке. Написал заявление, понес главному инженеру. Он сказал: «Ни в
коем случае, только через мой труп». И вместо меня взяли моего старшего
инженера.
Привезли на завод чертежи нового изделия - ракеты, в 1958 году, в марте или
апреле. Козлова при этом не было. Расписали, кто за что отвечает, раздали, и мы
начали работать. Мне досталась головная часть.
Приехал Козлов. Собрали всех начальников бригад, он представился. И первая
фраза была такая: «Машина принята на вооружение, а раз принята на вооружение,
все кальки подписаны у военных, поэтому их менять никто не имеет права. Никаких
изменений не допустим». Конечно, у артиллеристов был именно такой порядок –
сделали пушку, и ни одного миллиметра нельзя изменять. А мы, самолётостроители,
наоборот, привыкли к тому, что на каждой машине сотни всяких изменений. У нас
говорили: конструктор – это человек, который ходит по цеху и смотрит, что бы
еще изменить. Но никто ничего Козлову не сказал, просто стали готовить
документы – где, на наш взгляд, требовалось внести изменения.
Запустили в производство. Там не стыкуется, и там тоже. А тут
вместо размера детали 2,6 – указано 26, запятую забыли поставить… Как быть?
Обращаемся к Козлову, и слышим тот же ответ: никаких изменений быть не может!
Тогда наши конструкторы решили пойти к главному инженеру – как быть?
Козлов собрал нас и говорит, чтобы успокоить страсти:
- Ну, ладно, несите всё. Давайте смотреть.
Он посмотрел один чертеж: там нестыковка, тут нестыковка… Не то, чтобы мы
вносили какие-то улучшения. Просто нельзя сделать так, как на чертеже
изображено.
– Да, - говорит, - что-то здесь другое должно быть…
И после этого мы подружились Он на нас смотрел уже как на товарищей, которые
тоже хотят, чтобы машина пошла.
Сегодня москвичи-ветераны, говоря о Куйбышеве и Козлове, непременно отмечают
высокую АВИАЦИОННУЮ КУЛЬТУРУ наших заводов, наших изделий. А сам Дмитрий Ильич
всякий раз, вспоминая первые годы, обычно говорит: «Надо начинать с Литвинова».
Начало серийного выпуска самой мощной на то время ракеты означало переход в
совершенно иное качество. Решение об организации серийного производства
межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 в Куйбышеве готовится в 1957 году
– в те самые месяцы, когда дорабатывается первый искусственный спутник Земли, и
до воплощения заветной королёвской мечты оставалось совсем немного времени:
счет шел уже на недели – что называется, рукой подать… Поэтому от темпов
освоения производства серийной ракеты «семерки» напрямую зависела судьба не
только оборонного комплекса СССР, но и всех космических перспективных
разработок: можно было создавать самые совершенные модели космических аппаратов
и для работы на околоземной орбите, и для полетов к другим планетам – но все
они так и остались бы на бумаге или в лучшем случае единичными образцами в
металле без надежного носителя.
На «Прогрессе» был создан чрезвычайно важный для С.П. Королёва прецедент.
В.Я.Литвинов и Д.И.Козлов наглядно доказали на практике, что космическая ракета
может быть серийной. И эта обычная серийная ракета может летать так же успешно
и надежно, как опытная. С таким аргументом – «самая мощная в мире ракета на
конвейере» - уже можно было просить в Правительстве – и лично у Никиты
Сергеевича Хрущева - новые ассигнования на развитие отрасли, на новые пуски – в
том числе, и пилотируемые! К тому же теперь в распоряжении у конструкторов
появилось МНОГО ракет, и можно экспериментировать, комбинировать различные
сочетания ступеней и полезной нагрузки: пилотируемые пуски, первые аппараты к
Луне, Венере, Марсу. Можно было осваивать околоземное пространство в прикладных
целях – выводить на орбиту искусственные спутники самого разнообразного
назначения.
Для предприятия или организации, которые изначально создавались для решения
задач по укреплению обороноспособности страны, перспективные и текущие планы
начинались с Заказчика. От того, насколько точно в высоких московских кабинетах
прогнозировались направления развития различных отраслей космического
машиностроения, зависели успехи или неудачи нашей страны в освоении
космического пространства на много десятилетий вперед – сейчас последствия
таких ошибочных прогнозов особенно очевидны.
Дмитрию Ильичу Козлову повезло и в этом. Генерал-лейтенант Иван
Васильевич Мещеряков, который долгие годы возглавлял Центральный
научно-исследовательский институт министерства обороны СССР, сумел собрать в
Болшево прекрасный коллектив, который чрезвычайно осмотрительно и основательно
подошел к формированию прогнозных оценок развития непилотируемых направлений
изучения Земли и околоземного пространства. И потому заказы на спутники,
которые получали в Куйбышеве, позволили не только создать здесь собственную
школу космического аппаратостроения, но и создать такой задел, благодаря
которому ЦСКБ занимает прочное место на мировом рынке спутниковых услуг.
МЕЩЕРЯКОВ Иван Васильевич:
Уже в 1960-61 году мы назвали основные направления космической деятельности.
Первое – это радиосвязь с усилителем-ретранслятором, который глобально
охватывает огромную территорию, поскольку на спутниках антенны поднимаются на
сотни километров.
Второе - разведка, наблюдение. У нас была авиационная разведка. Стало ясно,
что за один виток спутник может дать столько информации, которую годами надо
собирать с борта самолета.
Третье - геодезическая привязка континентов. То есть, понятно, что Европа по
одну сторону Атлантического океана, Америка – по другую. А точной дальности
измерения, привязки к земному шару не было.
Четвертое - топография.
Пятое - метеорология. И так далее.
На первом этапе шла экспериментальная проверка возможностей, летали одиночные
спутники. Один спутник – такой-то, с таким-то фотоаппаратом. Второй – с другим.
Связь – тоже устанавливали различные ретрансляторы, опытным путем искали лучшие
варианты. Когда выбрали подходящие устройства, стали из спутников создавать
систему. То есть, уже массовое обслуживание – связь непрерывная, постоянная.
Сколько надо спутников, на какой орбите, с какими характеристиками. Это
создание систем шло из спутников второго поколения.
Потом в процессе работы находили новые приемы, методы, и создали уже следующее
поколение, третье. Оно как раз и прожило до перестройки.
Первый спутник фотонаблюдения «Зенит» сделан у С.П. Королёва, но с участием
Дмитрия Ильича Козлова. С этим «Зенитом» Козлов был отправлен в Куйбышев. На
основе модернизации «Зенита» пошли новые спутники, уже куйбышевские.
Мы запускали поначалу 10-12 куйбышевских спутников в год. Из-за этого время от
времени у начальства возникала мысль: «Что мы это делаем? Почему американцы
только два пуска делают в год, а мы двенадцать? Ивана Васильевича позвать сюда!
В чем дело?» И вот я оправдываюсь, пишу в ЦК КПСС и Совет Министров записки,
отчеты, справки-доклады о том, что у нас задачи другие.
Один из первых зарубежных аппаратов «Дискавери» упал в Казахстане – по-моему,
это был 1960 год. Мы узнали об этом только через месяц. Местные жители его
разгромили и растаскали, из фотопленки сортиры сделали, набили колья и пленкой
обтянули. Потом всё начали собирать. После этого случая чужие спутники у нас не
падали. Больше того – они и мы стали спутники свои минировать. То есть, если бы
он упал в незапланированном месте, то его взять нельзя без соответствующих
ключей. Не снята блокировка - он подорвется вместе с разведданными.
Американцы ведь использовали свои спутники наблюдения периодически. Пролетели
над нашей территорией, посмотрели. Нового ничего нет, отключили спутник. Он
катается по орбите, а расхода пленки нет, расхода энергии нет. Поэтому он живет
долго. Через месяц посмотрели еще раз. Когда появляются признаки какой-то
деятельности – например, бульдозер вылезает, начинает копать котлован –
посылают с самой детальной разведкой. Посмотрели, убедились, что мы в каком-то
месте стартовую позицию готовим. Ну, и пусть – сразу ее не сделаем. Мы позицию
сдали, теперь начинаем маскировать! А ее до того уже пять раз просмотрели, все
этапы ее подготовки. И привязали, и поняли, что это делается. Строительство-то
стандартное! Как строится шахта, в каком порядке, какие пути подъезда – всё как
на ладони, картинка из космоса видна. Потом маскируй – не маскируй, это для
дураков.
Вот почему я в высоких кабинетах говорил: «Вы нам ставите объемную задачу –
разведку американского континента, Китая, всей Европы. А американцы имеют свои
собственные базы и свою разведку, представительства во многих странах Европы и
Азии, это их союзники. И смотрят они из космоса только нас, и больше никого.
Поэтому у нас объем сбора информации на порядок больше, чем у американцев.
Поэтому у них один спутник, у нас – десять.
И мы, если запустили «Зенит» – и тут нужно посмотреть, и там. И он, бедный,
через 12 дней уже не работник, мы его опустошили. «Зенит» поначалу только 12
суток летал, потом полмесяца, потом до трех месяцев дошли.
Поэтому Д.И. Козлов не просто справлялся с теми задачами, которые мы перед ним
ставили, а отлично справлялся! Информация из космоса была документальной. У нас
страшный разнобой был в поступлении информации «наверх». по поводу того, что
ГРУ – военная разведка, у КГБ – своя разведка, МИД – своя разведка… И у них у
всех информация, что называется, не из первых рук: кто-то где-то что-то
прочитал, где-то что-то слыхал, что-то украл, и так далее. А здесь - вот
альбом, фотографии, дешифрировано, расписано: точка «один» - что это такое, в
каком море какие корабли; где в какой стране что стоит, что плавает; где
стартовые позиции; крышки открыты у шахт – это у них регламент идет, рядом
стоит машина обслуживания; «голову» снимают или ставят на ракету - всё видно.
Козлов в первую очередь организатор. ЦСКБ стал основной организацией по
созданию системы разведки в стране. В Куйбышеве решили задачу и обзорной, и
детальной разведки. Кроме этого, на этом же аппарате создали систему
топографической разведки – это совсем уже другое направление. Одно дело – на
Землю смотреть и потом расшифровывать по топографии, по виду Земли, по
привязке к объектам, а другое – это звездные датчики, ориентация на звезды.
Теперь топография Земли привязана к звездам. Здесь, конечно, было достигнуто
совершенно новое решение задачи...
*** ***
***
1 июля 2003 г. Дмитрий Ильич Козлов покинул пост Генерального
директора - Генерального конструктора Государственного научно-производственного
ракетно-космического центра «ЦСКБ-Прогресс».
Последняя рабочая неделя Дмитрия Ильича совпала с созвездием
научно-практических конференций, которые прошли в стенах
Самарского
аэрокосмического университета.
23-25 июня состоялся Одиннадцатый Всероссийский семинар по управлению
движением и навигации летательных аппаратов. В нём приняли участие свыше 100
ученых и специалистов из Москвы, Казани, Краснодара, Самары и Самарской области
- Тридцать пять лет назад в Куйбышевском авиационном институте была образована
кафедра динамики полета и систем управления, которую возглавил Д.И. Козлов, -
рассказывает ее заведующий, профессор В.Л. Балакин. – Формирование нынешней
научно-педагогической школы в области динамики полета и управления движением
летательных аппаратов шло параллельно со становлением Куйбышева-Самары как
одного из крупнейших ракетно-космических центров. А ракетно-космические системы
без вопросов управления движением, навигации, наведения, динамики полета,
баллистики просто не существуют. Масштабы и сложность задач, которые ставили<
перед ЦСКБ государственные органы, год от года возрастали. Расширялся и круг
самарских ученых, которых Д.И.Козлов привлекал к исследованиям в области
динамики и управления движением летательных аппаратов. Кроме СГАУ, в этих
работах сегодня участвуют специалисты Самарского Госуниверситета, Самарского
Государственного Технического университета. В начале 80-х годов нашем городе
была создана секция Академии Наук СССР по управлению движением и навигацией. За
минувшие десятилетия было защищены десятки докторских и кандидатских
диссертаций, а председатель нашего семинара Г.П. Аншаков является
членом-корреспондентом РАН.
26-27 июня прошла международная научно-техническая конференция «Проблемы и
перспективы развития двигателестроения», посвященная памяти генерального
конструктора аэрокосмической техники академика Н.Д. Кузнецова. На 12 секциях
было заслушано 148 докладов, с которыми выступили гости из 25 городов.
Различные отрасли машиностроения, автотранспорт, нефтегазовый комплекс,
энергетика, экология – таков спектр проблем, где находят применение принципы
двигателестроения, сформированные научно-практической школой Н.Д.Кузнецова. И,
безусловно, особого внимания заслуживают те принципы развития космической
отрасли, которые сформулировали сорок лет назад в Куйбышеве «три К», три
великих конструктора – Сергей Павлович Королёв, Дмитрий Ильич Козлов
и
Николай
Дмитриевич Кузнецов.
26 июня во время самарского Промышленного салона был проведен круглый стол,
посвященный задачам проектирования и создания отечественного двигателя для>
легких самолетов, а на следующий день в СГАУ состоялась научно-практическая
конференция «Самолетостроение в России». Среди тех, кто конструирует и создает
легкие самолеты, немало тех, создавал самарские спутники и ракеты.
И, наконец, 30 июня открылась Российско-Европейская летняя космическая школа.
Две недели в СГАУ студенты и аспиранты из девяти европейских университетов,
Москвы и Самары слушали лекции ведущих космических специалистов нашего города,
посещали лаборатории ЦСКБ и цеха завода «Прогресс», обсуждали задачи создания
молодежного европейского спутника YES2. Гостем будущих космических
конструкторов был наш земляк, летчик-космонавт
Сергей Авдеев.
И эта научная июньская ассамблея стала своеобразным праздничным салютом
космической Самары нашему первому Почетному гражданину Самарской области.
Нашему Дмитрию Ильичу.