РАКЕТА, КОТОРОЙ... НЕ БЫЛО

Сергей АЛЕКСАНДРОВ, инженер, историк космонавтики

ИЗ КРАЙНОСТИ В КРАЙНОСТЬ.
Долгое время успехи ракетчиков Третьего рейха у нас по самым разным причинам замалчивались. Слишком явна и велика была роль немецкого опыта в первых шагах "большого" ракетостроения Советского Союза - достаточно сказать, что принятая на вооружение в начале 50-х гг. Р-1 была, по существу, усовершенствованным вариантом А-4. Объяснять же, почему с середины 30-х гг наша страна утратила лидерство в ракетной технике, не хотелось ни государственному руководству, ни самим ракетчикам...
С наступлением эпохи "свободы слова" на отечественного читателя хлынул вал информации, на Западе давно известной и многократно тиражированной, но не ставшей от этого более достоверной. В публикациях, превозносящих технический гений германских инженеров, много небрежностей, ошибок, поверхностных суждений. Информация черпается не из архивных источников, а из мемуарной литературы, без критического осмысления, без какой бы то ни было оценки достоверности. Исторические экскурсы подменяются погоней за сенсацией.
И если с той же А-4 (она же Фау-2) все сравнительно просто, то с проектом межконтинентальной ракеты, известной нам под названием А-9/А-10, ситуация принципиально иная. Несколько сотен А-4 попало западным союзникам, несколько было собрано из деталей, найденных советскими инженерами, все они были тщательно изучены, многократно запущены, наконец, - послужили основой для конкретных последующих конструкций. Для двух поколений советских ракетчиков А-4 была учебным пособием. Что же до межконтинентального снаряда... Ставшая уже общеизвестной версия гласит, что создавалась двухступенчатая ракета, предназначенная для удара по Нью-Йорку (т.е. межконтинентальная), с крылатой второй ступенью. Разные авторы расходятся только в стадии прекращения работ - от эскизного проекта до огневых и даже летных испытаний.
Статья Л.Н.Мельникова - не худший образец отечественных публикаций последнего времени. У других авторов пораженный читатель узнает и даты пусков гитлеровских космических кораблей, и даже фамилии космонавтов нацистской Германии... Однако все это - мифы. Мифы, рожденные давно и не в нашей стране. Как рассказывала историк Татьяна Николаевна Желнина, приступая - по моей просьбе - к поискам не только в западной литературе, но и в германских архивах, она рассчитывала, что хотя бы некоторые из легенд подтвердятся. Ведь пусть - враги, пусть - для преступных целей, но - какой взлет технического гения, какая научная смелость, даже дерзость! Увы, все оказалось не так, хотя реальная история немецкого ракетостроения, пусть и не столь фантастическая, не менее драматична.
УВЕЛИЧИТЬ ДАЛЬНОСТЬ.
Весной 1940 г. специалисты Ракетного центра Управления вооружений сухопутных сил Германии в Пенемюнде (РЦП), располагавшегося на севере острова Узедом, вплотную приблизились к созданию первой в мире баллистической ракеты дальнего действия А-4 (Фау-2). Осуществление ее проекта, разрабатывавшегося с 1936 г. под руководством Вальтера Дорнбергера (1895- 1980) и Вернера фон Брауна (1912-1977), напрямую зависело от создания жидкостного ракетного двигателя (ЖРД) тягой 25 т.
Эту задачу решил талантливый конструктор Вальтер Тиль (1910-1943), обеспечивший с 1937 г. поистине революционный прорыв в области жидкостного ракетного двигателестроения, в результате которого от ЖРД тягой несколько тонн стало возможным перейти сразу к двигателю тягой 25 т. Он был впервые испытан на стенде 21 марта 1940 г Ракета с дальностью полета 300 км стала реальностью. И хотя до ее первого успешного полета 3 октября 1942 г. еще оставалось два с половиной года, ракетчики из Пенемюнде уже начали обсуждать варианты изделий, способных преодолевать расстояния в тысячи километров. Именно 1940-1941 гг. и датирован единственный дошедший до нас подлинный чертеж "двухступенчатого агрегата". Он-то и послужил основой для всех последующих реконструкций внешнего облика "ракеты А9/А10"! И только он. Дело в том, что межконтинентальная машина требовала качественного технологического рывка, а значит, - сил, средств, времени. Этого немецким ракетчикам предоставлено не было: начнем с того, что как раз тогда же Гитлер запретил вообще все новые разработки, которые невозможно было закончить за полгода. Военный же заказчик требовал серию, реальное боевое средство, а затем - снаряд в полтора раза большей дальности - на 450 (а вскоре и 600) км, на чем и сосредоточились усилия разработчиков. Способов повышения дальности рассматривалось два: скользящая траектория, когда ракета на нисходящем участке переходила на сверхзвуковое планирование, и совершенствование собственно ракетных характеристик, в первую очередь - удельного импульса двигателя, Последнее требовало нового топлива, по существу, - нового двигателя. Хотя скользящая траектория была предложена и просчитана еще в 1939 г. Паттом, а в 1940- 1941 гг. подробно теоретически проработана Н.Грауппе, Дорнбергер 13 ноября 1941-го закрыл работы по варианту "Gleiter A4" ("скользящая А4"). Это понятно: чисто баллистическая ракета А-8 представлялась (и сейчас представляется) более перспективной. Планировалось использовать новое, более энергоемкое топливо: горючее - визол (50% бензина, 50% бензола) или солярка, окислитель - смесь азотной и серной кислот.
Однако уже четыре месяца спустя (в марте 1942 г.) Дорнбергер приказал приостановить эту работу и немедленно возобновить исследования по проекту A-4b ("b" - от "bastard", выродок...) все с той же целью - создать ракетный летательный аппарат, способный преодолевать расстояние 450 км. От предыдущего этапа новая машина отличалась формой крыльев. Это шарахание можно объяснить только одним: персонал РЦП "зашивался" с доводкой и серией А-4, сил на новую ракету не хватало, и крылатый вариант представлялся более реализуемым... А в октябре 1942 г наступил второй, более продолжительный перерыв в проектировании A-4b, вызванный общим застоем в развитии германской ракетной техники.
Во второй половине 1944 г. положение немецких войск на фронтах стало уже критическим, и руководство Германии стало связывать надежды на перелом во Второй мировой войне с боевым применением ракет дальностью 450 км и более. В результате Электромеханические заводы Карлсхаген (гражданский преемник проектно-конструкторского отдела Армейского ракетного центра) получили от Управления вооружений сухопутных сил официальный заказ на проектирование, испытания и подготовку к производству крылатой ракеты А-4Ь. Здесь всплывает и название А-9 - вариант А-4Ь, опять-таки, с измененной формой крыльев: А-7 - совсем маленькая модель, сбрасываемая с самолета... Увы, обеспечить устойчивое планирование на сверхзвуковой скорости немцы не смогли - задача была решена только при создании "Шаттла". "Эти метания, помешавшие последовательной работе над проектом, привели к тому, что по поводу его реализации мог быть только такой комментарий: "Слишком поздно", - так писали пенемюндовцы много лет спустя.
"РАКЕТА ДЛЯ АМЕРИКИ".
Но вернемся к двухступенчатому "агрегату". Безусловно, А-10 - будь она реализована - стала бы следующим (после А-4) грандиозным шагом ракетостроения. Под нее В.Тиль предложил поэтапную разработку двигателя тягой сначала 180, а затем и 200 т, причем каждый из них обещал стать техническим шедевром. Так, первый должен был состоять из 6 отдельных камер сгорания с общим соплом, а второй вообще предполагался однокамерным (для сравнения: в нашей стране ЖРД с такой тягой одной камеры был создан только в начале 80-х гг.). Тиль же предполагал завершить А-10 к 1944 г. Но двигатель - еще не вся ракета. Чертеж "двухступенчатого агрегата" 1941 г. свидетельствует, вроде бы, о серьезности работ по межконтинентальному изделию. Только... Характерная особенность "А-9/А-10", явная на чертеже и воспроизведенная во всех известных реконструкциях, - вторая ступень утоплена в первой, вложена в нее. Реальность такой конструкции очень сомнительна: разделение ступеней - и без того непростой процесс, а тут выход А-9 из глубокого гнезда блока А-10. Откуда же вообще взялась эта схема? Т.Желнина раскрывает книгу Германа Оберта "Die Rakete zu den Planetenraeumen" ("Ракетой в межпланетное пространство"), издание 1923 г Не правда ли, схема соединения "высотной ракеты Б" и "вспомогательной ракеты" нам уже знакома? Для тех, кто через 17 лет чертил "двухступенчатый агрегат", это издание было учебником, но неужели они не продвинулись дальше? Или - что более вероятно - это эскиз, дальше которого работа так и не пошла? Скорее последнее. Несмотря на то, что большую часть архивов захватили американцы, в Германии осталось многое. Ведь ракета, тем более - межконтинентальная - крупная программа, требующая кооперации многих предприятий, поставок специальных сталей и измерительных приборов, наконец - продуктовых пайков для охраны и расчетов. Все это сопровождается объемистой перепиской. Эти-то следы в архивах остаются, заокеанских инженеров организационные вопросы не интересовали... Так вот, в немецких архивах нет не только подобных отметин - нет даже самого названия"А-9/А-10"! Есть А-9 - один из вариантов крылатого аппарата большой (до 600 км) дальности. Есть А-10 - да, "проект Америка", но упоминающийся как дальняя перспектива, "после развертывания серийного производства А-4" - сказал В. Дорнбергер в своем докладе о перспективных разработках 10 марта 1943 г. АА-9/А-10 нет. И, пожалуй, главное, что подтверждает мифичность "серьезных работ, огневых и летных испытаний" А-10 - их просто некому было вести! В ночь с 18 на 19 августа 1943 г. британское Бомбардировочное командование бросило на Пенемюнде едва ли не все наличные силы. Хорошая маскировка (и сомнительная эффективность таких рейдов вообще) уберегли основные производственные и испытательные мощности. Серьезно пострадали только кислородный завод и жилой городок, но... в последнем погиб Вальтер Тиль. Сегодня можно сказать, что для дальнейшего развития немецких ракет эта потеря оказалась невосполнимой. Совершив одну техническую революцию в двигателестроении, он мог совершить и вторую, без него же создание 200-тонного двигателя превратилось в техническую авантюру. В свою очередь, без такого двигателя создание межконтинентальной ракеты было невозможно, в СССР и США двенадцать лет спустя такая задача была решена на совершенно другой конструктивной и технологической основе. Кстати, именно поэтому, когда в 1944 г. немцы вернулись к ракете на дальность 450-600 км, речь шла уже только о крылатых вариантах - А-8 тоже требовала нового двигателя, но Тилято не было.
РОЖДЕНИЕ ЛЕГЕНДЫ.
Итак, "межконтинентальная ракета А-9/А-10" - миф. Но почему же он уже полвека кочует из публикации в публикацию, причем, вроде бы, при отсутствии обязательных идеологических установок? В историческом отделе NASA хранится любопытный документ. Это собрание отчетов немецких специалистов (включая Брауна и Дорнбергера), сделанных ими для американцев в Гармише, в 1945 г. Сама ситуация - элитарные разработчики совершеннейшего оружия побежденной в жестокой войне страны, вполне попадающие под определение "военный преступник" (даже если они не устанавливали режим концлагерей или цели для ракет, "повесить" это на любого пенемюндовца труда не составило бы), отчитывались перед победителями о своей работе - предопределяла и содержание. Ракетчики "Третьего рейха", чтобы иметь возможность продолжить работу и не попасть под суд, должны были уверить победителей в своей нужности, более того, - незаменимости! Судя по последствиям, они вполне преуспели. Но каким образом? Боевое значение А-4 для США весьма сомнительно. Воспроизводить чужую конструкцию для отладки вновь создаваемой промышленности, как это было у нас не только в ракетостроении, за океаном не требовалось. А вот межконтинентальный снаряд, тем более - пилотируемый, - совсем другое дело. Вот тут-то и родились беспилотный и пилотируемый варианты А-9/А-10: неидентифицируемая линия на чертеже 1940 г., продолженная до носа 2-й ступени, стала дельтавидным крылом; появилась и версия пилотируемой ракеты с планирующей посадкой, трехколесным шасси и воздушно-реактивным двигателем... Немцы, естественно, постарались придать максимальную значимость этим проектам, показать, что они продвинуты достаточно далеко. Возможно, эскизы в отчетах там бы и остались, но ракетные исследования США в первые послевоенные годы разворачивались ни шатко ни валко. Ситуацию изменили только наши "семерка" и Первый спутник, но до них оставалось 12 лет, которые еще нужно было прожить. И работать - самим Брауну и Дорнбергеру было лучше всех известно, что от уже созданного к тому, что можно продать, - дистанция огромного размера. И тогда немцы, ставшие американцами, предприняли то, что можно назвать пропагандистской кампанией. Она состояла из двух тезисов: "это вам нужно" и "мы это можем". "Это" - ракеты дальнего действия, космические аппараты. Появляется ряд книг, серии статей в массовых изданиях, буквально кричащих о том, что космические ракеты нужны и вполне возможны: мы же их разрабатывали еще в Пенемюнде! А поскольку эта агитация отвечала интересам весьма многих людей, в частности - всех западных энтузиастов космонавтики (да и советских, как представляется сейчас, тоже), ее активно поддержали, например, председатель Британского межпланетного общества К. Гэтленд и уехавший из Германии еще до войны В. Лей. Здесь легенда о межконтинентальной ракете, рассчитанной на запуск спутников и полет человека, пришлась как нельзя более кстати. И Браун рассказывает о "еще более мощной А-11" - первой ступени носителя, состоящего также из А-10 и А-4Ь/А-9 (конечная скорость А-9/А-10, все-таки, указывается значительно меньше первой космической). А Дорнбергер пишет о пилотируемых ракетопланах, о трехосном шасси на "усовершенствованной А-9", о том, что "стенд для отработки А-10 мы закладывали уже в 1936г.". Призывам Дорнбергера, Брауна, Лея и других вняли. Вклад немецких ракетчиков в американскую (а значит, и мировую) космонавтику, хоть и меньше, чем считают некоторые, но неоспорим. А легенда зажила собственной жизнью, не слишком вспоминая о каких-то реальных, тем более - документальных обоснованиях.
техника-молодежи 3'1999