К годовщине успешного пуска первой межконтинентальной балистической ракеты Р-7

Андреев С.В.

Самарский Государственный аэрокосмический университет им. С.П. Королева, каф. ЛA

За время своего существования люди весьма преуспели, выдумывая средства уничтожения себе подобных. Ряд смертоубийственных изобретений приходится и на ХХ век. Одним из важных событий в развитии систем оружия не только с военной точки зрения, но и как ступень развития цивилизации, является появление баллистических ракет (БР). Поскольку первые советские БР Р-1, Р-2 и Р-5 не доставали до США практически параллельно с их разработкой велись изыскания по проблеме межконтинентальной ракеты. Пакетная компановка показалась более многообещающей, по сравнению с другими схемами. Расчеты конструктивно-баллистическ характеристик "пакетных" схем БР были сделаны в 1947 г. сотрудником Тихонравова И.М.Яцунским. С расчетами Тихонравов в конце лета 1949 г. познакомил С.П.Корлева, который согласился с ними не сразу, а только через некоторое время и после детальной проверки. В 1951 г. по заданию ОКБ-1 в Математическом институте АН СССР М.В.Келдышем, С.С.Камыниным и Д.Е.Охоцимским была выполнена работа "Баллистические возможности составных ракет", в которой были рассмотрены различные схемы и типы ракет, в том числе варианты пакетных схем. В данной работе подтверждалась возможность достижения дальностей 3000-10000 км с помощью пакетов ракет Р-3.(Р-3 так и осталась в проекте) Эскизное проектирование первой отечественной МБР Р-7 практически было начато в 1953 году. Всего до 20 мая 1954 г, когда вышло постановление ЦК и Совмина (N 956-408) " о создании ракеты под полезную нагрузку 5,5 т, с дальностью не менее 8000 км", было рассмотрено до полусотни вариантов компановки. Таким образом, работы по первым МБР в СССР и США шли почти параллельно. К ноябрю эскизный проект Р-7 был закончен и одобрен. Конструкция Р-7 многократно описана, так что остановимся на некоторых подробностях. Это пакетная компановка с необычным изобилием конических обечаек, головная часть и многокамерная двигательная установка. Многоступенчатость ракеты на тот момент (середина 50-х) - 2 - не была чем-то новым. Однако Р-7 имела не просто несколько РБ, а несколько достаточно крупных блоков, соединенных параллельно. Такого еще никто не делал. Многоступенчатость и массовые параметры вытекают из формулы Циолковского. Мы знаем, какая получилась ракета. Нетрудно оценить, что же ждали от изделия 8К71. С дальностью все ясно надо достать вероятного противника, который известен. Полезная нагрузка- конечно атомная бомба. Поскольку "головы" для Р-7 не было, можно было только прикинуть массу на основе того, что имелось. Остается двигатель. Логично было бы иметь по 1 камере на ракетный блок (проще, надежнее). Увы, в канун завершения эскизного проекта ядерщики преподнесли неприятный сюрприз - по их расчетам масса БЧ получалась около 5 т, а не 3, как в эскизном проекте. Ракету "перевязали", но ядерщики все-таки сделали легкую БЧ. В итоге конструкция получила избыточность. Это заложило фундамент будущих космических достижений. В ранних вариантах Р-7 в качестве двигателя фигурирует именно однокамерный РД-105. Но начало работ по нему относится к 1952 г, когда еще и речи о Р-7 не было. Для какого же тогда изделия делался РД-105? После войны в СССР работала группа немецких специалистов. Она разрабатывала проекты ракет, с которыми сравнивались отечественные разработки. В числе этих ракет была некая R -14. Сами немцы считали её очень хорошей. По завершении проекта наши забрали оный без каких-либо коментариев. Это отличалось от реакции на предыдущие проекты, которые обсуждались. (Интересно отметить, что экземпляры отчета об изучении немецкойц ракетной техники в Германии были уничтожены в конце 50-х, якобы по указанию Королева...) Внешне ракета R-14 очень напоминала боковой блок Р-7. Представляется логичным предположить, что именно эскизный проект R-14 вместе с известным отчетом Тихонравова об анализе пакетной схемы съиграли определенную роль на начальной стадии разработки Р-7. 26 января 1955 г ВВС США выпустили директиву 76 предписывавшую всемерно способствовать ускорению работ по созданию БР Atlas. Трудно отделаться от впечатления, что американцев заставила спешить информация о Р-7. Немецкие специалисты работавшие на Западе, положительно оценивали преемственность отечественных и немецких ракет. В то время, как "самостоятельное" фантазирование - 3 - американцев их явно удручало. Советская печать, пожалуй за исключением Р-1, всячески подчеркивала самостоятельность создания отечественных изделий (и, в свою очередь, попрекала американцев использованием немецкого опыта). Учитывая ущерб, нанесенный нашей стране в ходе второй мировой войны, (о чем почему-то с течением времени предпочитают забывать) следует признать использование немецких разработок и специалистов уместным, законным и ни в коем случае уж не подлежащим осуждению. 15 мая 1957 начались летные испытания и Р-7,- без особых успехов.21 августа 1957 первая советская МБР Р -7 полетела. Лишь 2 августа 1958 г американцы благополучно запустили первый Atlas-B, а 28 числа 8-й экземпляр этой БР слетал по полной программе. Таким образом США на год отстали со своей первой МБР. 4 октября Р-7 предстала в новом качестве как ракета-носитель. Запуск первой серийной ракеты Р-7 был осуществлен 17 февраля 1959 г.


Данная статья была отклонена Техникой Молождёжи и Солдатом Отечества. Справедливости ради последнее издание всё же опубликовало сильно изменнённый вариант в марте 1997. Из внесеных изменений можно сделать вывод о том, почему сий опус пришелся не ко двору. Оказывается Р-7 нельзя критиковать! Пренепременно следует упоминнать о космических успехах и гениальности отечественных превопроходцев. Впрочем ТМ ещё необходимы ццветные рисунки ракет (И.Боечинн) Наверное в ТМ считают, что цвет явлется одной из важнейших характеристик.


this page is designed by Sergey V. Andreev 1998 © andreev_s@aport.ru